вторник, 12 февраля 2019 г.

12.02.2019 – Звериный свадебник.

Собор вселенских учителей
По народному поверью, 12 февраля нельзя прясть, поэтому день называют также Днем трех святителей-непрядильщиков. В народе его ещё прозвали звериным праздником. Считается, что в этот день у диких зверей начинаются брачные игры. Животные выбирают себе пару, происходят столкновения между самцами. Люди отмечали этот «праздник» своеобразно — подавали на стол блюда из дичи и дикого зверя. Другие названия праздника Три святителя, Васильев день, Василий, Звериный праздник. Трехсвятье. При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г. в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.
Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память – 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности. Родившиеся в этот день заботятся о всяком лесном звере и птице. Про таких людей говорили: «Станет по утру, по раннему, выйдет на сильный ветер, на крепкий мороз, к лесной чаще и замкнёт он путь к норам, логовам, гнёздам, к урочищам благословенного зверья и благословенной птицы, чтоб никакой ненасытный глаз не зрел бы звериного потомства». Дожди будут лить весной, летом и осенью, если 12 февраля будет сильный ветер. Жди скорую оттепель, если в этот день падают крупные хлопья снега. Красная луна - к сильному ветру. Если вороны кричат у дома - скоро будет метель. Запели снегири - ожидается оттепель со снегопадом. Скоро будет тепло, если забегали по снегу полевые мыши. Если в деревне будут появляться дикие животные, значит будет сильная стужа. Если волки завыли в Васильев день - будут холода. В этот день нельзя заниматься стиркой и вязанием. В Васильев день можно планировать любые дела - удача будет. Люди, которые в ссоре, именно в этот день должны помириться, иначе вражда будет на весь год.

Именины сегодня

Владимир, Василий, Григорий, Иван, Максим, Пётр, Степан, Фёдор, Пелагея.

Также читайте:
мнение о разном

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить свой комментарий.