воскресенье, 10 марта 2019 г.

10.03.2019 – Прщеное воскресенье, седьмой день масленицы. Вешняя дрёма.


масленица седьмой день
Завершающий день Масляной недели носит несколько названий: Проводы, Прощеный день, Прощеное воскресенье, Целовальник. В этот день повсюду на Руси проходил обряд проводов Масленицы. В широком смысле Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны. Это общеславянское торжество, аналог западноевропейского карнавала. Она знаменует встречу времен года. Исконные мифологические корни со временем «обросли» христианскими смыслами, и это особенно очевидно в последний день Масленицы - Прощеное воскресенье. Народный праздник Масленица - это не только борьба с зимой, всевозможные обряды и обычаи, веселые гулянья, смотрины невест и проводы холодного времени года. Это весенний праздник, который знаменует обновление жизни, пробуждение природы. В традициях Масленицы также есть поминальная обрядовость, поскольку жизнь и смерть всегда идет об руку. Соломенное чучело Масленицы усаживали на сани, запряженные большим количеством лошадей (иногда их количество доходило до ста, а в некоторых деревнях вместо лошадей запрягались мужчины) и везли на окраину села. Там разводили огромный костер, в котором это чучело сжигалось. Также костру предавались остатки праздничной еды, блины. Под звуки народных обрядовых песен, пепел, оставшийся после сожжения чучела, рассыпали по полям. Считалось, что это способствует богатому урожаю. Обряд сжигания чучела Масленицы был самым распространенным в России, но не везде. В некоторых областях (губерниях) вместо сжигания, этот обряд носил характер своеобразных похорон. Чучело несли в гробу, либо в люльке, похожей на него. А в некоторых деревнях, проводы Масленицы и вовсе носили элементы эротики. Так, например, в Архангельской губернии, на празднике были распорядители – Масленица и Воевода, которые после объезда деревни совершали так называемый «Обряд очищения», во время которого раздевались догола и делали вид, будто моются в бане. Были в некоторых деревнях и обычаи, когда воевода праздника, произнося традиционную праздничную речь, просто кривлялся и обнажал прилюдно свои интимные части тела, прогоняя тем самым зиму. До наших времен этот весьма сомнительный обычай не сохранился, иначе бы мало кто рискнул отпускать своих детей на подобные празднества. Среди родных, близких, и даже просто знакомых людей было принято в этот день просить друг у друга прощения за все огорчения и неприятности, даже если их и не было. Это был день очищения.

Вешняя дрёма.


Тарас Константинопольский
Селяне считали, что кумохе лишь два дня в году, по весне (в этот день), да по осени (5 сентября), выпадает взойти на крыльцо, да пошастать по дому. И если задремать ненароком — замучит нечистая. В этот день старались, чтобы дрёму прогнать, в дрёму поиграть. Сходились кругом, а в середину на лавку усаживали «Дрёму», которым становился один из играющих. Ему под голову давали подушку. «Дрёма» укладывал голову на подушку, будто его в сон клонит. А вокруг него пели, похаживая, играющие. Когда «Дрёма» вскакивал — все разбегались. А «Дрёма» старался поймать кого-нибудь и приклонить его голову к подушке. Передал подушечку новому «Дрёме» и так игра продолжалась. Другие названия праздника: Тарас Бессонный, Тарас, Тарас Кумашник, Кумоха. Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский, жил в восьмом веке. Он происходил из знатного рода, получил хорошее образование и быстро выдвинулся при дворе императора Константина Шестого и его матери, святой царицы Ирины, достигнув звания сенатора. В те времена Церковь захватывали иконоборческие смуты. Святой патриарх Павел не сочуствовал иконоборчеству, но по слабости характера не мог решительно бороться с ересью. Он удалился в монастырь и принял схиму. Когда же императрица с сыном пришли просить его вернуться на патриарший престол, то в качестве преемника он указал на Тарасия. Тот долго отказывался, но потом подчинился общему желанию. Главным условием стал скорый созыв Вселенского собора для осуждения иконоборческой ереси. В семьсот восемьдесят седьмом году Собор был созван в Никее. На нем было утверждено почитание святых икон. Патриарх Тарасий мудро управлял Церковью двадцать два года. Он вел суровую аскетическую жизнь, а свое имение истратил на помощь бедным. В семьсот тридцатом году византийский император Лев Третий Исавр, исходя из ложных толкований Ветхого завета, запретил почитание икон. Священный Образы приравнивались к идолам, а их почитание – к идолопоклонству. В результате многие чудотворные и исторически и художественно ценные иконы были уничтожены. Но страдали не только святые лики. Преследовались и люди, те, кто хранил иконы и продолжал их чтить. Тем не менее часть Церкви оценивала иконоборчество как ересь и не собиралась мириться с существующим положением. Через пятьдесят лет императрица Ирина, соправИтельница своего сына императора Константина Шестого, решила воспротивиться иконоборчеству. Тогдашний патриарх Павел был уже стар и немощен. Перед смертью он указал на своего преемника – секретаря Ирины и сенатора Тарасия. Тот был благочестивым мирянином и сначала удивился и противился такому решению святителя Павла. Но потом Тарасий подчинился. Главным его деянием стал созыв Седьмого Вселенского Собора в пятьсот восемьдесят седьмом году. Там было утверждено почитание святых икон. Патриарх Тарасий запомнился современникам как мудрый пастырь, строгий аскет и милосердный человек, помогавший старикам, сиротам и вдовам. На Руси в этот день молились святому Тарасию и просили у него защиты от лихорадки. Данная болезнь нашими предками воспринималась как некое демоническое существо, которое живет в лесу со своими сестрами. Появление симптомов заболевания в зимне-весенний период сейчас легко объяснить переменчивостью погоды. Но предки верили, что лихорадка (по-старому кумоха или трясучка) приходит на рубеже сезонов потому, что люди ослаблены после холодной зимы. Сны, приснившиеся в этот день означают следующее: если увидеть сосну — к печальной новости; война — к трудностям в работе и личной жизни; копаться в земле — к хорошему доходу; вязать снопы — к потере сил; жарить утку — к доносу или к сплетням; петлять по сугробам — к путанице в делах; молоть кофейные зерна — к веселью; отпарывать рукава рубахи — к потере кормильца; видеть капли пота — к тяжкому труду; сундук закрывать — выигрыш, жирный куш; купать мать или отца — к позору; говорить с ангелом — к долгой жизни. Не спи на Тараса – бессилье нападёт. Тарас – не опрокинь на матрац. Если выпал снег, то перед Пасхой семь дней будет ненастье. Грач на дереве вьет гнездо – к стабильному теплу. Если вороны сильно раскричались, значит, лето будет обильным на дожди и холод. Высаженные на Тараса Бессонного помидоры и капуста дадут богатый урожай. Нельзя спать до заката – можно заболеть. Нельзя смотреть в окна домов с улицы, иначе лихорадка обязательно нападет.

Именины сегодня

Александр, евгений, Фёдор, Антон, Тарас.

Также читайте:
мнение о разном

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить свой комментарий.