воскресенье, 17 февраля 2019 г.

18.02.2019 – Агафья скотница

Агафья Панормская
Агафья считалась в народе покровительницей домашнего скота, помогая хозяйкам беречь и холить главных кормилиц деревенской семьи — коров. Ведь летом и осенью в тепле да при обильных кормах российские буренки в особенной защите не нуждались. Но в конце зимы, когда не только сено, а даже солому приходилось экономить, вопрос о помощи изрядно исхудавшим и обессилевшим коровам вставал достаточно остро. Нередко в это время от истощения и заразных болезней вымирали целые крестьянские стада, а суеверные предки наши связывали такой катастрофический падеж с появлением в деревнях «Коровьей смерти». Другие названия праздника: Агафья, Агафья коровница, Голодуха, Коровья смерть, Заступница. Агафья Панормская жила в Сицилии при безбожном гонителе христиан Декии и происходила от знатных родителей, воспитавших ее в истинном благочестии.

суббота, 16 февраля 2019 г.

17.02.2019 – Никольские морозы.

Николай Студийский
Студеным Николу прозвали неслучайно. Редкий год на Руси в этот день не было морозов. По этому поводу остались поговорки: «Студеный день — снова шубу надень»; «На Студеного Николу снега навалит гору». На Николу принято было наблюдать за деревьями. Если длинные еловые ветки сгибаются к земле — это к метели. А если лиственный лес чернеет — можно ждать оттепели. Другие названия праздника: Никола студеный, Николай Студенит, Николай морозный, Волчий сват. Преподобный Николай, игумен Студийского монастыря. Он родился в 793 году на Крите, в городе Кидонии. В десятилетнем возрасте был отдан родителями в Константинопольскую Студийскую обитель, где подвизался в иночестве его дядя Феофан. Мальчик учился при монастыре, а затем был пострижен в иночество и принял сан.

пятница, 15 февраля 2019 г.

16.02.2019 – Починки

Симеон и Анна
На Починки варили особое кушанье — саламату. Так называлась мучная каша или мучной кисель из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира, масла или сала. Само слово «Соломата» было заимствовано русскими из тюркских языков. Соломата варилась до состояния жидкого киселя. У восточных славян употреблялась повсеместно. Другие названия праздника Семён и Анна, Семен Богоприимец, Хранитель младенцев. Однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, - представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву.

четверг, 14 февраля 2019 г.

15.02.2019 – Сретение, День интернационалиста.


Сретение Господне
Сретение служит границей между зимой и весной, отчего и само название праздника в простонародье объясняют встречею зимы с весною: «На Сретение зима с весною встретилась»; «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». От названия праздника Сретения в простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими. Другие названия праздника Сретенье Господнее, Сретенские морозы. По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев мужского пола на сороковой день после рождения приносить в Иерусалимский храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву; богатые приносили овцу, а бедные - двух голубиных птенцов. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства. Во исполнение этого закона Матерь Божия и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалим. В это время в Иерусалиме жил старец по имени Симеон, человек праведный и благочестивый.

среда, 13 февраля 2019 г.

14.02.2019 – Трифон мышегон.

Трифон Аламейский
14 февраля заговаривали мышей и мышарники. Мышарники — это места, где мыши находили себе пропитание и тепло. Приходил знахарь к такому мышарнику, вынимал по снопу (или по клоку, если дело идет о сене) со всех четырёх сторон, «с четырёх ветров», бережно складывал всё это в кучу — с особыми нашёптываниями — и нес в избу к пригласившему его домохозяину. Здесь принесённое помещалось в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную пред тем печь и разжигалось накаленною докрасна кочергою. Остающаяся после сожжённых снопов или клочков сена зола тщательно выгребалась и переносилась на гумно, где и высыпалась в те места, откуда были вынуты снопы. Знахарь, высыпав золу в надлежащие места, читал специальные заговоры. Считалось, что после этого уводил мышей их мышиный царь прочь. Другие названия праздника Трифон, Трифонов день, Трифон Перезимник, День Трифона — заклинателя мышей.

вторник, 12 февраля 2019 г.

13.02.2019 – Никита-пожарник

Никита затворник Печерский
На Руси 13 февраля молились святому Никите, чтобы обезопасить себя и свое жилище от пожара. Считалось, что в свое время этот святой смог своими молитвами потушить пожар и предотвратить засуху. Также святому молились об избавлении от нечистой силы, которая особенно любила посидеть на коньке избы. Другие названия праздника День Никиты Новгородского, Никита Коник, Хранитель молний. Святитель Никита, епископ Новгородский, в молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник поклонился ему.

12.02.2019 – Звериный свадебник.

Собор вселенских учителей
По народному поверью, 12 февраля нельзя прясть, поэтому день называют также Днем трех святителей-непрядильщиков. В народе его ещё прозвали звериным праздником. Считается, что в этот день у диких зверей начинаются брачные игры. Животные выбирают себе пару, происходят столкновения между самцами. Люди отмечали этот «праздник» своеобразно — подавали на стол блюда из дичи и дикого зверя. Другие названия праздника Три святителя, Васильев день, Василий, Звериный праздник. Трехсвятье. При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г. в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.