 |
| Лука Елладский |
В этот день на Руси пекли пироги с луком. Даже малые ребятишки, большие лакомки, знали, что нельзя было съедать всё самим, а нужно было раздать часть пирогов нищим - на счастье. Существовало поверье, гласящее, что такая милостыня, поданная с верой да с молитвою, сторицею вернётся в руки подавшему её. Несколько пирогов выставляли за порог для усопших. Другие названия праздника: День Луки, Могущница. Лука родился в окрестностях Дельф в семье Стефана и Евфросинии и был третьим из семи детей. В 14 лет, после смерти отца, он ушёл из дома в Афины желая стать монахом в одном из афинских монастырей. По просьбе матери он вернулся домой, но спустя четыре месяца, получив её благословение, удалился в Яннимаки где принял монашеский постриг и поселился у церкви святых бессребреников Космы и Дамиана.
 |
| Вукол Смирнский |
На Вукола, как и накануне, особое внимание уделяли коровам, заботились о том, чтобы они благополучно отелились. Считалось, что с этого дня начинают появляться на свет телята - жуколы. Крестьяне так и говорили: «Придут Вуколы — перетелятся все жуколы». Стельным коровам в этот день давали много корма — причем лучшего. Хлев окуривали чабрецом — чтобы телята у коров рождались крепкими, а молоко было вкусным. Другие названия праздника: Вукол Телятник, Телетник, Тялятницы. Преподобный Вукол, епископ Смирнский, ученик святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, был им поставлен первым епископом Смирнской Церкви (Малая Азия). Угодник Божий Вукол с младенчества своего отличался незлобием и целомудрием и был преисполнен Духа Святого.
 |
| Агафья Панормская |
Агафья считалась в народе покровительницей домашнего скота, помогая хозяйкам беречь и холить главных кормилиц деревенской семьи — коров. Ведь летом и осенью в тепле да при обильных кормах российские буренки в особенной защите не нуждались. Но в конце зимы, когда не только сено, а даже солому приходилось экономить, вопрос о помощи изрядно исхудавшим и обессилевшим коровам вставал достаточно остро. Нередко в это время от истощения и заразных болезней вымирали целые крестьянские стада, а суеверные предки наши связывали такой катастрофический падеж с появлением в деревнях «Коровьей смерти». Другие названия праздника: Агафья, Агафья коровница, Голодуха, Коровья смерть, Заступница. Агафья Панормская жила в Сицилии при безбожном гонителе христиан Декии и происходила от знатных родителей, воспитавших ее в истинном благочестии.
 |
| Николай Студийский |
Студеным Николу прозвали неслучайно. Редкий год на Руси в этот день не было морозов. По этому поводу остались поговорки: «Студеный день — снова шубу надень»; «На Студеного Николу снега навалит гору». На Николу принято было наблюдать за деревьями. Если длинные еловые ветки сгибаются к земле — это к метели. А если лиственный лес чернеет — можно ждать оттепели. Другие названия праздника: Никола студеный, Николай Студенит, Николай морозный, Волчий сват. Преподобный Николай, игумен Студийского монастыря. Он родился в 793 году на Крите, в городе Кидонии. В десятилетнем возрасте был отдан родителями в Константинопольскую Студийскую обитель, где подвизался в иночестве его дядя Феофан. Мальчик учился при монастыре, а затем был пострижен в иночество и принял сан.
 |
| Симеон и Анна |
На Починки варили особое кушанье — саламату. Так называлась мучная каша или мучной кисель из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира, масла или сала. Само слово «Соломата» было заимствовано русскими из тюркских языков. Соломата варилась до состояния жидкого киселя. У восточных славян употреблялась повсеместно. Другие названия праздника Семён и Анна, Семен Богоприимец, Хранитель младенцев. Однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, - представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву.
 |
| Сретение Господне |
Сретение служит границей между зимой и весной, отчего и само название праздника в простонародье объясняют встречею зимы с весною: «На Сретение зима с весною встретилась»; «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». От названия праздника Сретения в простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими. Другие названия праздника Сретенье Господнее, Сретенские морозы. По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев мужского пола на сороковой день после рождения приносить в Иерусалимский храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву; богатые приносили овцу, а бедные - двух голубиных птенцов. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства. Во исполнение этого закона Матерь Божия и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалим. В это время в Иерусалиме жил старец по имени Симеон, человек праведный и благочестивый.
 |
| Трифон Аламейский |
14 февраля заговаривали мышей и мышарники. Мышарники — это места, где мыши находили себе пропитание и тепло. Приходил знахарь к такому мышарнику, вынимал по снопу (или по клоку, если дело идет о сене) со всех четырёх сторон, «с четырёх ветров», бережно складывал всё это в кучу — с особыми нашёптываниями — и нес в избу к пригласившему его домохозяину. Здесь принесённое помещалось в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную пред тем печь и разжигалось накаленною докрасна кочергою. Остающаяся после сожжённых снопов или клочков сена зола тщательно выгребалась и переносилась на гумно, где и высыпалась в те места, откуда были вынуты снопы. Знахарь, высыпав золу в надлежащие места, читал специальные заговоры. Считалось, что после этого уводил мышей их мышиный царь прочь. Другие названия праздника Трифон, Трифонов день, Трифон Перезимник, День Трифона — заклинателя мышей.