понедельник, 24 сентября 2018 г.

25.09.2018 - Артамон Змеевик


В этот день почитают святого священномученика Автонома. Посредством проповеди Автонома Дух Святой возжигал сердца человеческие к любви Божией и благочестию, так что слушающие его учение умилялись и охотно воспринимали проповедь его, прося у него святого крещения. Святой Автоном был епископом в Италии в царствование Диоклитиана. Когда настало жестокое гонение на христиан, Автоном вспомнил слова Господа, сказанные в святом Евангелии: "Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой", и оставив Италию, переселился в Вифинию, где по Божию произволению остановился в одном селении, называемом Сореосс. Здесь святой Автоном принят был некоторым страннолюбцем Корнилием. У него он прожил довольно долгое время и, проповедуя Христа, обратил многих еллинов к христианской вере. Когда нечестивый царь Диоклитиан прибыл в Никомидию, с целью погубить всех находящихся там последователей Христовых, тогда идолопоклонники стали отыскивать и святого Автонома, как самого известного из христиан. Но святитель, желая еще более народа привести от тьмы бесовской к свету познания истинного Бога, не предал себя в руки мучителей. Храня себя для блага церкви, святой Автоном отплыл в Клавдиополь. Увидав, что число верующих здесь еще более умножилось, святой поставил Корнилия епископом, а сам отправился в Ассийскую страну, где стал искоренять терние безбожия и распространять святую веру в Единого Бога. И здесь, по благодати Божией, он многих избавил от заблуждения и вечной погибели, разрушая проповедью идольские жертвенники и созидая в сердцах человеческих духовные храмы - Духу Святому. Близ города Сореос находилось одно селение, по имени Лимна; жители сего города были еще омрачены тьмою идолослужения. И вот, отправившись к ним, святой Автоном стал проповедовать им Христа и, обратив здесь многих в христианство, научил их тайнам святой веры, просветил крещением, и чрез то присоединил их к избранному стаду Христову. Однажды местные жители, оставшиеся в неверии, совершали праздник одному из своих скверных идолов и, принося жертву бесам, ликовали в своем идольском храме; тогда христиане, которых в то время было уже много, собравшись, пришли к празднующим язычникам, ниспровергли их жертвенники и разбили всех идолов, храм же их разрушили до основания. Сим они показали неверным, что боги их ничтожны, ибо они не могут сопротивляться, когда их сокрушают, и не вопиют, если их разбивают. Язычники, разгневавшись на христиан за такое тяжкое посрамление, решили отомстить им за сокрушение своих идолов и стали ждать удобного для сего времени. Узнав однажды тот день, когда служитель Господень Автоном должен был в выстроенной им церкви архистратига Михаила в городе Сореос приносить бескровную жертву Богу, они из Лимны вместе с язычниками других окрестных сел собрались в бесчисленном количестве и тайно приготовились внезапно напасть на храм Божий и убить пастыря христиан, святого Автонома, что им и удалось исполнить. Во время совершения Божественной литургии язычники во множестве напали на церковь: одни из них имели в руках оружие, другие палки или камни; они разогнали из церкви всех бывших там христиан и бесчеловечно убили святого Автонома: они замучили его в алтаре, так что последний весь обагрился святою его кровью. Так, принося бескровную жертву, святитель сам был принесен как кровавая жертва. Убив святого Автонома, язычники набросали на него множество камней, коими они его убили. Совершив торжество в честь того, что отомстили христианам за поругание своих богов все они разошлись. И лежал святитель убитым, – и было тогда великое смущение в церкви и неутешный плач верующих по причине убиения их отца и доброго пастыря. Некая же диаконисса, по имени Мария, взяв святое тело священномученика, с благоговением предала его погребению. По прошествии многих лет по погребении святого Автонома, в то время, когда Константин Великий вступил на престол, некий вельможа, по имени Севириан, послан был царем в Александрию. Боясь морского волнения, он поехал не морем, но сушею по берегу моря. По смотрению Божию пришлось им идти мимо того места, где лежало тело священномученика Автонома; и вдруг лошади сразу остановились и никак не могли ехать далее. Как их ни били бичами, ни одна не могла двинуться с места; их облегчили от тяжестей, которые они везли, но и тогда они не могли продолжать путь: как будто какая невидимая рука их удерживала; и был Севириан в большом недоумении. Вместе с Севирианом ехал некий благочестивый муж, который был наделен даром прозревать тайны Божии. Он сказал Севириану, следует тебе на сем месте воздвигнуть церковь тому мученику, тело коего здесь погребено; и если ты дашь обет сделать сие, то увидишь, что лошади твои быстро пойдут далее. Севириан с радостью обещал сделать это, и лошади его действительно тотчас же тронулись и быстро побежали. Севириан же, до возвращения своего из Александрии, построил на том месте небольшой молитвенный храм в честь святого мученика; а возвратившись воздвиг над гробом его прекрасную церковь. По прошествии времени церьковь была разобрана и на ее месте 60 лет был пустырь. Однажды охотник Иоан в один из дней на месте погребения мощей святого убил зайца, а ночью ему явился Автоном и приказал воздвигнуть на этом месте церьковь. Иоанн проснувшись решил приложить всё свое старание, чтобы исполнить повеленное ему. И через короткое время создал церковь во имя священномученика Автонома; мощи же его обрел в земле целыми и совершенно нетленными, и от них стало совершаться много чудес, и многие больные получили здесь исцеление.
Священномученик был назван народом Змеевиком, так как в этот день обитающие в полях змеи уползали в норы, расположенные в лесах, где и пережидали зиму. На Артамона охотники собираются на охоту. Этот день для них считается особо важным, так как любая подстреленная дичь сулит удачу во всех делах. А простые люди, наоборот, не помышляют о прогулках и походах по лесу по причине боязни встречи со змеями. В этот день собирают рябину и готовят из нее различные напитки и угощения. Долгий вечер – к дождю наутро. Солнечный день – к ясной погоде. К 25 сентября деревья стоят голые – к ранней зиме. Сильные утренние заморозки – к хорошему урожаю ржи. До Артамонова дня выпал первый снег – к небывалому урожаю пшеницы. Если до этого дня не убрать все корнеплоды в огороде – они будут гнилыми и непригодными в пищу. Нельзя ходить в лес и на болото – с самим Василиском (сказочным чудовищем, покровителем змей) можно повстречаться. Много змей в лесах – к холодной зиме. Если охотник добудет зайца – весь год ему будет сопутствовать удача. Чтобы избежать укуса змеи – надо помолиться святому Артамону в его праздник. Змея или уж во двор заползли – к счастью. Такую «счастливую» змею обязательно надо покормить молоком или сырым яйцом. Убить змею в этот день – к неурожаю. Покупать и продавать лекарства, в которых содержится змеиный яд – к несчастью.

Именины 25 сентября 2018 года

 Алексея, Афанасия, Даниила, Ивана, Николая, Семена, Федора, Юлиана

воскресенье, 23 сентября 2018 г.

24.09.2018 - Преподобной Феодоры Александрийской Младшей


В Александрии в любви и согласии жила Феодора со своим мужем. Однажды один богатый человек прельстился красотой молодой Феодоры и начал всеми способами склонять ее к прелюбодеянию, но долгое время не имел успеха. Тогда он подкупил женщину-сводницу, которая ввела в заблуждение доверчивую Феодору, сказав, что грех, совершаемый ночью, Бог не вменяет в вину. Феодора изменила своему мужу, но вскоре опомнилась и, осознав гнусность падения, возненавидела себя, нещадно била себя по лицу и рвала на голове волосы. Совесть не давала ей покоя, и Феодора отправилась к знакомой игумений и рассказала о совершенном преступлении. Игумения, видя отчаяние молодой женщины, возбудила в ней веру в Божественное прощение и напомнила евангельскую притчу о грешнице, омывшей слезами ноги Христа и получившей от Него прощение своих грехов. В надежде на милосердие Божие Феодора сказала: «Верую Богу моему и отныне, не буду совершать такого греха, а содеянный постараюсь загладить». В ту же минуту Преподобная Феодора, решила уйти в монастырь, чтобы очиститься в подвиге и молитве. Она тайно покинула семью и, переодевшись в мужской костюм, направилась к мужскому монастырю, ибо боялась, что муж найдет ее в женской обители. Игумен обители не благословил пустить ее даже во двор, испытывая твердость пришельца. Преподобная Феодора осталась ночевать у ворот. Утром она, припав к ногам игумена, назвалась Феодором из Александрии, просила оставить ее в монастыре для покаяния и иноческих подвигов. Видя чистосердечное намерение пришельца, игумен согласился. Даже опытные иноки удивлялись всенощным коленопреклоненным молитвам, смирению, терпению и самоотвержению Феодора. Святая подвизалась в монастыре восемь лет. Ее тело, некогда оскверненное прелюбодеянием, стало видимым сосудом благодати Божией и вместилищем Святого Духа. Однажды святая была послана в Александрию для покупки хлеба. Благословляя ее в путь, игумен наказал, в случае задержки в пути, остановиться в соседнем, Енатском монастыре. В гостинице Енатского монастыря проживала тогда дочь игумена, пришедшая навестить отца. Прельщенная красотой молодого инока, она стала склонять преподобную Феодору ко греху любодеяния, не зная, что передней женщина. Услышав отказ, она совершила грех с другим гостем и зачала. Преподобная, купив хлеб, возвратилась в свою обитель. Через некоторое время отец бесстыдной девицы, заметив совершенное преступление, стал выпытывать у дочери, кто ее обольстил. Девица указала на Феодора-монаха. Отец немедленно сообщил настоятелю монастыря, в котором подвизалась преподобная Феодора. Игумен призвал Феодора и рассказал ему об обвинении. Инок твердо ответил: «Бог свидетель, я этого не делал», и игумен, зная чистоту и святость жизни Феодора, не поверил клевете. Когда любодеица родила, енатские монахи принесли младенца в монастырь, где жила подвижница, и стали укорять иноков в нечистой жизни. На этот раз и игумен поверил клевете и разгневался на невиновного Феодора. Младенца вручили преподобной и с бесчестьем выгнали ее из монастыря. Феодора смиренно покорилась новому испытанию, усматривая в нем искупление прежнего греха. Она поселилась с ребенком неподалеку от обители в шалаше. Пастухи из жалости давали молоко для младенца, а сама преподобная питалась только дикими травами. В течение семи лет, перенося невзгоды, святая подвижница находилась в изгнании. Наконец, по просьбе иноков, игумен позволил ей возвратиться в монастырь вместе с младенцем, где она два года прожила в затворе, поучая ребенка страху Божию. Игумен обители получил от Бога откровение, что грех инока Феодора прощен. Благодать Божия пребывала на иноке Феодоре, и вскоре все монахи стали свидетелями знамения, совершившегося молитвами подвижницы. Однажды в той местности во время засухи пересохли все источники воды. Игумен сказал братии, что только Феодор сможет отвратить бедствие. Призвав преподобную, игумен велел ей принести воду из высохшего колодца. По благословению игумена преподобная Феодора принесла воду, после чего вода в колодце уже не пересыхала. Смиренная Феодора говорила, что чудо совершилось по молитве и вере их игумена. Перед смертью, преподобная Феодора затворилась в келии с отроком и завещала ему, любить Бога, повиноваться игумену и братии, хранить молчание, быть незлобивым и кротким, избегать сквернословия и празднословия, вспоминать их скитальческую жизнь. После того, став на молитву, она в последний раз просила у Господа прощения грехов. Вместе с ней молился и отрок. Скоро слова молитвы замерли на устах подвижницы, и она спокойно отошла в иной мир. На Руси на Федору (Феодору) отмечали третью встречу осени. «Всякое лето кончается, осень начинается», — говорили в народе. В это время вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Поэтому про святую шутили: «Федора — замочи хвост». Вспоминали еще один Федорин день — зимний: «Две Федоры в году. Осенняя Федора подол подтыкает, а зимняя Федора платком рыло закрывает». Крестьяне подводили итог осенним трудам: убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчелами. «Преподобная Федора — всякому делу аминь», — говорили наши предки. В этот день также ходили в поле смотреть, как растут озимые. Если из-под земли уже были видны сильные и густые всходы, это обещало хороший урожай на следующий год. С Федоры начинались капустные вечерки. В течение двух недель девушки и женщины рубили капусту, квасили ее на зиму, травили байки, шутили и смеялись. Такие сборища назывались также капустниками — это слово дожило и до наших дней. На стол в такие вечера подавали блюда из капусты — голубцы, пироги, щи.
Мужики же варили пиво. Самым вкусным считалось корчажное, которое выдерживали в больших глиняных корчагах. Об этом напитке говорили так: «Пиво не пьяно — то грешно. Пиво пьяно — грешней того. А пива не станет — тошней всего». Вот же парадоксы. Считается, что прелюбодеяние - один из семи смертных грехов. Но оказывается, что можно мужу изменить, ещё как можно, только потом обязательно раскаяться: побить себя, клок волос вырвать, обет принять, то есть пообещать, что больше этого не повторится - и ты уже святая. Иконой станешь на веки вечные, люди молится на тебя, грешницу, будут. Не за тебя, а именно на тебя. Что будут просить - одному богу известно

Именины  24 сентября  2018 года
Виктора, Германа, Дмитрия, Евдокии, Ии, Карпа, Льва, Николая, Петра, Романа, Сергея, Федоры.

суббота, 22 сентября 2018 г.

23.09.2018 праздники в России сегодня

23.09.2018 праздники в России сегодня

Петр и Павел Рябинники

В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь воспевает двух людей, которые приложили огромнейшие усилия в распространении веры во Христа. За их труды их назвали первоверховными.  У этих святых был разный путь к Небесной славе: апостол Петр с самого начала был с Господом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся. Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и стал твердым Его сторонником. Празднование памяти обоих апостолов приходится на одну дату — они оба были казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской святыней. Апостол Петр считается приемником и продолжателем учения Христа. Он появился на свет в семье простого рыбака в упоминаемом в Новом Завете городе Вифсаида Галилейская. Отец дал ему имя Симон, или Шимон, а Петр – возникло уже позже, от данного Иисусом прозвища Кифа, что с арамейского переводится как «камень», который, свою очередь, по-гречески звучит как «петрус». В один из дней уже женатый Симон и его брат Андрей встретили Иисуса, который позвал их с собой, пообещав «сделать ловцами человеков», как говорится в Евангелие от Матфея. С тех пор Петр следовал за Учителем, став его любимым учеником. Интересен тот факт, что апостол Петр трижды до «первых петухов» отрекся от Иисуса сразу же после ареста Спасителя. Он боялся гонений, поэтому проявил слабость, что заранее было предсказано Учителем. Но впоследствии, после своего искреннего покаяния, Петр был прощен. По преданию, перед ним первым из апостолов предстал Иисус после воскресения. Именно ему была вручена реальная власть и полномочия в основании церкви Христа после вручения «ключей от Царства Небесного». Петр всю оставшуюся жизнь проповедовал и совершал чудеса, обратив в христианство не одну тысячу страждущих. Святой Петр стал первым Римским Епископом, или Папой Римским. Его понтификат длился, начиная с 33 года до самой смерти апостола. В 42году он был арестован в Иерусалиме по указанию Агриппы, царя Иудеи, но сумел спастись. По истечении более 20 лет Петра приказал арестовать римский император Нерон, двух любимых жен которого апостол обратил в христианство. Святой, узнав об этом, попытался скрыться и, уже выйдя за пределы Рима, он увидел возникшей пред ним образ Господа, который сообщил, что идет на распятие в город. Поняв «знак» по-своему, Петр вернулся в Рим, где был заключен в темницу, а вскоре – казнен. Павел не входил в число известных двенадцати учеников Иисуса. Более того, в юности он принимал участие в гонениях и преследованиях христиан. Но чудесное видение и дальнейшее исцеление христианином от слепоты привело его к крещению, а впоследствии – к основанию апостольской миссии. При рождении будущий апостол получил имя Савл, или Шауль. Мальчик появился на свет примерно в 5-10 годах в киликийском городе Тарс. Сегодня территория относится к одной из провинций Турции, а город известен, как Тарсус. Римское гражданство Павел получил в наследство от отца. В те времена подобный статус для провинциалов Римской империи считался высоким и престижным. По некоторым предположениям Савл назвал себя Павлом, обыгрывая смысл имени с греческим «паулос», что в переводе означает «маленький», и обозначая себя как «наименьшего из апостолов». Считается, что Павел стал первым христианским писателем, а на его сочинениях, мыслях и сведениях о вере основана бóльшая часть Нового Завета. Он сыграл огромную роль в становлении христианства как отличной от иудаизма религии, создав самостоятельную ветвь вероисповедания. Павел стал «апостолом язычников», проповедуя в их рядах христианские истины. Святой почитается среди верующих как первопрестольный апостол, хотя к близким ученикам Иисуса не относился. Павел прославился тем, что пытался обратить язычников в христианство, за что иудеи предъявили ему обвинение и даже повели его в суд, доказывая, что язычников в Храм Соломона вводить не положено. Агриппа, бывший в то время иудейским царем, распорядился отправить Павла в Рим на суд императора, так как проповедник был римским гражданином, которого казнить иудеи не имели ни какого права. Апостол Павел был обезглавлен по указанию Нерона.
В этот праздник развешивают рябину под крышей дома, с целью ее провяливания и приобретения более сладкого привкуса, а также защиты от проявления нечистой силы. Собирают не все ягоды, часть оставляют на ветках деревьев, чтобы звери и птицы также могли полакомиться ими. Традиционно с этого дня начинали варить рябиновый квас, который помогает в борьбе с простудой, обладает жаропонижающими и слабительными свойствами. А одним из любимых алкогольных напитков является настойка рябины на водке. Перебранные очищенные и залитые в бутылки ягоды убирают в теплое место на два месяца и не забывают встряхивать один раз в неделю. К зиме, при условии соблюдения технологии, вкусная настойка буде готова. Рябину используют не только для приготовления напитков. Если у человека болит грудь, он мучается бессонницей или ему не хватает воздуха, то необходимо взять веточку рябины и очертить вокруг себя круг – тогда все злые силы исчезнут, и сразу наступит облегчение. В этот день православные молятся Святым и просят о помощи в зимовке. Если рябина не уродилась, то осень будет сухой. Если человек не оставит на дереве рябины, то его ждут несчастья. Обилие ягод предвещало сырую осень и суровую зиму.

Именины  23 сентября  2018 года
Андрея, Климента, Павла, Петра, Ивана, Татьяны, Евгения


пятница, 21 сентября 2018 г.

22.09.2018 праздники в России сегодня

22.09.2018 праздники в России сегодня

Аким и Анна



В старинные времена считалось постыдным не иметь детей, но такое случалось. Иоаким род свой вел от царя Давида. Считалось, что отец его Варпафир получил знамение от Господа о том, что от семени его правнуков родится Спаситель мира. Анна являлась дочерью Матфана. Она по матери была из рода Иудина. Эти двое поженились и вели праведную жизнь. Одно только несчастье было в их семействе – отсутствие детей. Супруги не отчаивались, так как чувство это неугодно Господу. Они молились и ждали, когда появится желанный наследник. Много времени прошло, а чуда не случилось. Как-то Иоаким решил отвезти дары в город Иерусалим. По окончании пути его ждало страшное разочарование, как гром среди ясного неба, поразившее в самое сердце. Священник не принял дары. Он объяснил удрученному Иоакиму, что негоже грешнику делать подношения Богу, неугодны они Ему. Вероятно, у священника были свои причины для такого жестокого поведения, об этом легенда не говорит. Но праведный человек отреагировал на такое известие очень негативно. Он отправился в пустыню, чтобы никогда не являться перед обществом. Грех мучил его праведную душу. Анна узнала, как священник обидел ее любимого мужа. Она стала молить Господа о том, чтобы ей был дарован ребенок. Женщине не пришло в голову осудить священнослужителя, впрочем, как и ее супругу. Они доверяли этому человеку, как представителю Господа на земле. Их религиозные чувства были столь глубоки, что обычные для нынешних людей критические мысли просто не приходили в голову. Супруги молились, Анна дома, а Иоаким в пустыне. Супругам явился Небесный Вестник. Каждому этот посланец сообщил, что по воле Всевышнего у них родится дочь. Но это будет не простая девочка. У нее особая миссия. Став взрослой, она родит Спасителя. Небесный Вестник повелел супругам встретиться в Иерусалиме. Они тотчас отправились в этот город. Как и повелел Господь, в положенное время у них родилась дочь. Согласно легенде, дочь родилась у них, когда обоим было глубоко за шестьдесят лет. И все же они не отчаялись, не расстались с надеждой. Люди свято верили, чудо возможно, оно произойдет, когда Господь позволит. К этим святым обращаются люди, имеющие проблемы в семейном строительстве. Жизнями своими Анна и Иоаким доказали милость Господа к тем, кто верен любви и уповает на Его помощь. Поэтому святых молят о зачатии ребеночка, о совете по поводу воспитания чада, коли существуют проблемы в отношениях с ним. Женщины обращаются к иконе с просьбами о смягчении характера супруга. По христианской традиции перед иконой о зачатии молятся сорок дней подряд. Нужно отметить, что никто не запрещает продолжать регулярное обращение со святыми. Изучите житие этих людей, проникнитесь их проблемами и способами преодоления невзгод, которые они считали верными. Со временем святые станут вам друзьями, с добротой и состраданием смотрящими на печали, готовыми «подставить плечо», выслушать жалобы, порадоваться победам и успехам. Традиционно в этот день семьи обновляют огонь в домах, сжигают старую одежду, чтобы их не одолели болезни, сглазы и порчи, а детей выставляют на порог и обливают водой. Новобрачные пекут круглые пироги и угощают родню, а в семьях накрывают широкие столы и приглашают повитух на пиршество. Дети обязаны попросить прощения у родителей и поклониться им. В этот день вспоминают об умерших родителях, а также молятся святым о зачатии ребенка. На Акима и Анну не существует особых примет, но есть поверье, согласно которому считается, что если бездетная женщина в этот день станет молиться Богоотцам о ребенке, то ее мольбы будут услышаны и исполнятся.
Именины 22 сентября 2018 года.

Афанасий, Анна, Дмитрий , Иосиф, Сергей, Никита, Захар.


четверг, 20 сентября 2018 г.

21.09.2018 - Рождество Пресвятой Богородицы


Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год. Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю. Это один из двунадесятых православных праздников. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание. В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять их от него. Это очень опечалило старца. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, моля Господа о милости. Его праведная супруга узнав о поступке своего мужа, тоже стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. И молитва святых супругов была услышана — им обоим явился ангел и возвестил о том, что родится у них дочь, которую благословит весь род человеческий. И действительно у них родилась дочь, которую назвали Марией. Они всячески оберегали ее и воспитывали в любви к Господу. Она же отвечала своим родителям полной взаимностью, одаривая их своей благодатью. Когда малышка достигла трехлетнего возраста, Анна и Иоаким отвели ее в храм Божий с тем, чтобы исполнить данное когда-то Господу обещание посвятить дарованного им ребенка на служение Создателю. Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла. Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В праздник люди ходили друг к другу в гости. На Рождество Богородицы поста нет, то есть верующим можно есть любую пищу, поэтому в этот день старались побогаче накрыть стол. Считалось, чем больше яств было на столе, тем богаче будет следующий урожай. В этот же день считалось обязательным навестить молодых, кто недавно отпраздновал свадьбу. Считалось, что родители в этот день должны были поучать молодых, наставлять их на правильный путь, учить их избегать ошибок. Молодые, в свою очередь, должны были рассказать о своем житье-бытье. Молодая жена собственноручно готовила пирог, которым потчевала гостей. Муж же должен был показывать гостям хозяйство. Если хозяйство было крепким, в доме чисто, быт налажен, молодой семье преподносили подарки. Если в этот день погода будет солнечной, то и осень предстоит теплая и ясная, без обильных дождей. Если небо будет пасмурным — то и осенние холода придут с дождями. Если с утра в этот день идет дождь, он может длиться еще 40 дней, а зима будет ранняя и очень холодная. Если утром 21 сентября на траве роса — ровно через месяц на земле будет иней. Если солнце быстро высушит росу, зима будет малоснежная, а если роса будет сохнуть до обеда, зимой можно ожидать обилия снега. В народе говорили, если на Богородицу птицы поднимаются в небо, то осень еще далеко, а если жмутся к земле и ищут корм, то зима будет холодная и голодная. Под утро смотрели и на звезды. Если звезды крупные и яркие, то скоро нужно ожидать холодных утренников, если звезды, напротив, тусклые — тепло продержится еще долго. Если в этот день ветрено, зима будет малоснежная, с суровыми ветрами. Если с утра тепло, а после обеда стало холоднее, морозы ударят очень рано, а зимой будут очень сильные заморозки. Самые лютые морозы зимой выпадали на Крещение. В давние времена женщины рано утром старались пойти на речку и встретить этот день у воды. Считалось, что если женщина умоется в этот день водой до восхода солнца, то она будет красива до самой старости. А если девушка умывалась до восхода солнца — быть ей в этом году просватанной. Чтобы в доме все было благополучно, женщины шли утром в церковь и ставили Пресвятой Богородице свечки, которые были обмотаны бумажными цветами. На низ свечки надевали бумагу, на которой были написаны просьбы Пречистой Деве. Смотрели, с какой стороны обгорит бумага, ведь именно эта просьба и будет исполнена. Если же бумага сгорала полностью, значит, все просьбы были услышаны. В этот день пекли специальные хлебцы, на которых выдавливались буквы "Р" и "Б", что означало "Рождество Богородицы". Такие хлебцы обязательно раздавали всем домашним, чтобы они приобщились к великому празднику.

Именины  21 сентября  2018 года 

Георгий, Иван, Мария.

среда, 19 сентября 2018 г.

20.09.2018 праздники в России сегодня

20.09.2018 праздники в России сегодня

Луков день

В православном календаре на этот день приходится праздник преподобного Луки Глубокореченского, жившего в 10 веке в Каппадокии. Лука был монахом, а затем стал игуменом Спасовой обители, которая носила название «Глубокие реки». Святой прославился праведной жизнью и благочестием. По созвучию с именем преподобного русские люди стали отмечать в этот день Луков праздник. В это время повсеместно шла уборка репчатого лука, на базарах начинали им торговать. Преподобный Лука был третьим святым игуменом (с 975 года) Спасовой обители, называвшейся "Глубокие реки" (близ Константинополя, в Кифском заливе). Первым святым игуменом был преподобный Василий (скончался в начале IX века, память его в Греческой Церкви 1 июля), второй святой игумен —преподобный Игнатий (963 — 975; память 27 сентября). Обитель славилась особо строгой подвижнической жизнью ее насельников. Скончался преподобный Лука в конце Х века.

У девушек в этот день случались луковые вечерки — они собирались вместе и заплетали собранный лук в косы, которые после привешивали к потолку изб для последующего хранения. В народе лук считали крайне полезным растением и часто пользовались его  лекарственными свойствами. Луком спасались от инфекционных заболеваний, лечили насморк. Считалось, что если в помещении, где лежит больной, развесить заплетенный в косы лук, то болезнь пройдет быстрее, а домочадцы не заразятся. Лук запекали, а печеные луковицы прикладывали к нарывам и фурункулам, кашицу из свежего лука прикладывали к вискам во время сильных головных болей. Широко использовался лук красавицами для косметических целей. Настоем луковой шелухи полоскали волосы после мытья головы, от этого они становились крепче и блестящее. Луковый сок втирали в корни волос в качестве средства от их выпадения. Знахарки приговаривали: «Косы будут шелковы и туги от луковой мокрети и от луковой шелухи». Маску из мелко нарезанного лука наносили на кожу лица в качестве омолаживающего средства. Если начинался повсеместный падеж скота, то хозяева вешали на своих животных «ожерелья» из луковых и чесночных головок, тем самым проводя профилактику заражения. В этот день хозяйки ставили на стол блюда из лука. Традиционной едой этого дня был запеченный в русской печи лук, фаршированный мясным фаршем, чаще всего куриным. При этом считалось, что если такое блюдо сделать до Луки, то весь лук на грядках высохнет. Кроме печеного лука на стол ставился луковая похлебка, луковые оладьи и даже пироги с луковой начинкой. Широко применялся лук и в магии. Его использовали при наведении и снятии некоторых видов порчи, изготовлении оберегов, для лечения бессонницы и защиты от ночных кошмаров. Например, чтобы улучшить сон, рекомендуется выращивать лук и чеснок прямо в спальне. Черные тучи – к дождю. Белые облака – к ненастью. Журавли высоко и медленно летят – к холодной и дождливой осени. Если на хвойных деревьях шишки низко растут, то скоро ударят морозы. Если они растут высоко, то зима будет поздней. Если шишки закрываются и становятся плотными, то близится ненастье. Чтобы быть здоровым и сильным, в этот день нужно обязательно съесть лук. Если вечером в дом последним войдет мужчина, то весь год домочадцы не будут болеть. Давать или брать взаймы деньги и хлеб в Луков день – к неприятностям. Девочкам нельзя 20 сентября дарить куклы, иначе в замужестве они будут бесплодными. Не стоит в этот день идти свататься, потому что исход дела будет неудачным.


Макарий Оптинский

Старец Макарий – в миру Михаил Николаевич Иванов родился 20 ноября 1788 года  – происходил из дворян Орловской губернии. Его прадед Иоанн, в монашестве Иосиф, подвизался в Карачевском Николаевском Одрине монастыре, был известен строгостью жизни. Дед и бабушка также отличались благочестием, бабушка всю жизнь много занималась благотворительностью, никому не отказывая в помощи. Он рос тихим, ласковым ребенком. Имение, где жила семья, располагалось в очень живописном месте: на возвышенности, под которой протекает извилистая речка Яченка, впадающая в Оку. Детские впечатления о посещении монастыря, строгих богослужениях старец сохранил на всю жизнь. Отец Макарий вспоминал и такой знаменательный случай: однажды во время службы, которую совершал отец Феофан, он, маленький мальчик, увидев знакомого батюшку, стремительно вбежал в алтарь через открытые Царские врата. Придя в возраст, во время мирской жизни он не чуждался светских пристойных удовольствий, но и не оказывал к ним особой склонности, любил музыку... любил также пение, голос у него был хотя слабый, но этот недостаток восполняло его знание и понятие о музыке». В 1805 году Михаил был назначен на место начальника стола счетной экспедиции в Курске, получил повышение по чину. Его начальник Николай Михайлович Ленивцев очень расположился к новому работнику и даже предоставил ему комнату в своем доме. Ленивцев был образованным человеком с широким кругом интересов, в его доме молодой человек нашел приятное общество. В 1806 году скончался отец Михаила Николаевича. На семейном совете после кончины отца было постановлено, что имение должно перейти к старшему сыну. Михаил Николаевич, который тогда уже тяготился обязанностями службы, с радостью принял решение братьев и, выйдя в отставку, перебрался в Щепятино. В деревне он прожил два года и в хозяйственной деятельности не преуспел. Имение требовало постоянного присмотра, с работниками следовало обращаться со всей строгостью, взыскивая за халатность, воровство — на это Михаил Николаевич был совершенно неспособен. Так понемногу протекли два года. По-прежнему любимым занятием оставалось чтение, но все больше Михаила Николаевича интересовали вопросы спасения души. 6 октября 1810 года Михаил Николаевич отправился на богомолье в Площанскую пустынь, что неподалеку от Щепятино, и домой уже не вернулся. Он отправил родным письмо, где сообщал, что остается в монастыре, а имение передает братьям в полное распоряжение. Поначалу Михаил был занят на разных послушаниях: в трапезной, на заготовке дров, летом — на огороде, уборке сена и т.д. Но вскоре были замечены его способности к музыке, он стал изучать устав и церковное пение, занимался также письмоводством обители.  1814 году отец Мельхиседек побывал на богомолье в Киеве, посетив по пути и некоторые другие обители. По возвращении, в 1815 году, новый настоятель отец Павел постриг его в мантию с наречением имени Макарий в честь преподобного Макария Египетского. Тогда же, в 1815 году, в Площанскую пустынь поступил старец иеросхимонах Афанасий (Захаров). В его лице отец Макарий обрел наконец того опытного руководителя в духовной жизни, потребность в котором он давно уже ощущал. В 1824 году он ездил в Ростов поклониться мощам святителя Димитрия Ростовского и тогда впервые побывал в Оптиной Пустыни и в недавно устроенном при ней Предтеченском скиту. На следующий год скончался старец Афанасий, и отец Макарий вновь остался без духовного руководителя. Советы отца Афанасия и близкое знакомство с аскетическими творениями укрепили иеромонаха Макария в его духовном возрастании. В 1827 году он был назначен духовником Севского Троицкого женского монастыря, что положило начало новому периоду его деятельности. 14 января 1834 года отец Макарий получил указ о перемещении его из Площанской пустыни в Оптину и 5 февраля прибыл в Предтеченский скит, где будет подвизаться уже до конца своих дней. В 1836 году отец Макарий был назначен духовником обители, а после перевода отца Антония в Малоярославецкий монастырь в 1839 году — скитоначальником. Но называясь начальником, он никогда не ощущал себя таковым, во всем полагаясь на старца. Хотя отец Макарий с большим благоговением относился к богослужению, но сам он, поселившись в скиту, церковных служб не совершал из-за врожденного недостатка дикции. Свидетельства проявления благодатных даров старца — прозорливости, исцеления от недугов, духовной рассудительности — неисчислимы. Кончину свою старец предчувствовал заранее, о чем даже сказал одной из своих духовных чад. В конце августа он серьезно заболел. Старец начал прощаться с братией. Сохранилось описание последнего дня его жизни — 7/20 сентября 1860 года. В шесть часов утра в последний раз старец удостоился приобщиться Святых Таин — Тела и Крови Христовых, которые в этот раз принял уже от телесного изнеможения лежа, но в полной памяти и с глубоким чувством умиления. После причащения произнес он троекратно с воздением рук горе: "Слава Тебе, Боже наш! Слава Тебе, Боже наш! Слава Тебе, Боже наш!" И это были последние его слова. Почти через час после сего, при окончании чтения канона на разлучение души от тела, на 9-ой песни оного, старец предал свою праведную душу в руце Божии. Вся обитель погрузилась в глубокую скорбь, епископ Калужский Григорий, узнав об этом печальном событии, писал: «Жизнь и кончина преставленного дают отрадное упование, что по имени его и жребий его новый блажен. "Ибо блаженны мертвии, умирающие о Господе". В день кончины гроб с телом почившего старца был перенесен из скита в монастырь, наступили дни прощания с любимым старцем, собравшие множество его духовных чад и почитателей. Отпевание и погребение старца состоялись 10 сентября. Прощание длилось очень долго — каждому хотелось последний раз поклониться батюшке. Похоронили его напротив алтаря Никольского придела, неподалеку от могилы его наставника и старца отца Леонида.

Именины  20 сентября  2018 года 

Александра, Андрея, Василия, Григория, Евгения, Ивана, Льва, Луки, Макара, Михаила, Николая, Петра, Степана

вторник, 18 сентября 2018 г.

19.09.2018 праздники в России сегодня

19.09.2018 праздники в России сегодня

Михайлов День



Народный праздник Чудо Аристратига Михаила проходит 19 сентября 2018 года (6 сентября – дата по старому стилю). Православная церковь в этот день отмечает воспоминание о чуде архангела Михаила в Хонех (Колоссах) – чудесному явлению святого и спасении им храма от нападений язычников. Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит "отверстие", "расселина". В народе было принято обращаться к архангелу Михаилу с молитвами и просьбами об исцелении от всяческих недугов. На Руси именем святого Михаила часто называли целебные источники. В этот праздник устраивали сходки, или мирские братчины, на которых решали разнообразные семейные дела. После которых нередко спорили и ссорились, а затем устраивали пиры, на которых обычно примирялись и братались. Работать на Михайлу крестьянам было запрещено: считалось, что за этот проступок Бог сильно накажет. Наши предки в этот праздничный день обращали особое внимание на погоду. Обычно в Михайлов день начинались первые морозы. Считалось — если на деревьях после Михайловских морозов появляется иней, то зимой нужно ждать обильного снега. Интересные делали наблюдения с листьями с осины. Считалось, если эти листья падают «лицом» вверх — то будет студеная зима, а если «изнанкой» — то теплая.
День оружейника



У этого праздника весьма интересная история. 25 мая 2010 года Владимир Путин (занимающий в то время должность председателя российского Правительства) посетил Ижевск, где совершил экскурсию по оборонному предприятию «Ижмаш». Премьер-министр осмотрел цеха, которые на протяжении десятилетий производят оружие, а около стенда с различными модификациями знаменитого автомата пообщался с конструктором Михаилом Калашниковым. Именно во время той беседы М. Калашников попросил В. Путина учредить день российского оружейника. «Мы стремимся делать все, чтобы Россия занимала достойное место на рынке вооружений, — сказал конструктор. — Просим вас сделать день, чтобы раз в году мы могли собираться и подводить итоги. Такой своеобразный день оружейников». Премьер-министр обещал, что такой день появится в календаре, тем более, что с подобной просьбой выступил также Союз российских оружейников.  декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Указ № 1578 «Об установлении Дня оружейника», который устанавливал новый профессиональный праздник, «в целях признания выдающегося вклада создателей оружия в обеспечение защиты и независимости государства», и дату его празднования — 19 сентября. Определяющую роль в выборе даты Дня оружейника сыграли два фактора. В исторической справке о возможной дате празднования Дня оружейника, представленной музейным комплексом "Московский Кремль", отмечается, что в XVI-XVII веках крупнейшим в России центром производства и хранения оружия была Оружейная палата московского Кремля. Однако точная дата ее образования неизвестна. Имеются документальные свидетельства о том, что она существовала уже в начале XVI века. Слово "оружничая" в названии палаты подчеркивало, что это здание и все имущество в нем находилось в ведении особого придворного чина — оружничего, в обязанности которого входило хранение великокняжеского вооружения, закупка и организация производства оружия, а также распределение его в полки. Пост оружничего впервые упоминается в дошедших до нас источниках в сентябре 1508 года. Таким образом, был определен месяц для нового праздника. Сегодня этот праздник отмечают во многих городах страны, где действуют оборонные предприятия. Но наибольшую радость появление новой даты доставило, конечно, жителям Ижевска, родины АК-47, и Тулы, города, издавна славившегося традициями создания оружия. Здесь в этот день устраиваются праздничные шествия и митинги. А в Туле в 2012 году в честь праздника около здания Музея оружия была заложена Аллея славы знаменитых оружейников.


Именины  19 сентября  2018 года 


Андрея, Всеволода, Давида, Дениса, Дмитрия, Ивана, Кирилла, Константина, Макара, Михаила, Феклы