воскресенье, 28 октября 2018 г.

29.10.2018 - Лонгин Сотник



Народный праздник «Лонгин Сотник» отмечается 29 октября (по старому стилю - 16 октября). В церковном календаре это дата памяти мученика Лонгина. Другие названия праздника: «Лонгин», «Лонгин Вратник», «День зрения». На Руси Лонгин Сотник почитался как целитель глаз и болезней, связанных с ними. Лонгин жил в I веке новой эры, во времена Иисуса Христа, был родом из Каппадокии. Служил в римской армии и дослужился до офицерского звания, был военачальником – сотником. В последнее время его служба была в иерусалимском гарнизоне, который находился в

суббота, 27 октября 2018 г.

28.10.2018 - Ефим благочестивый, день автомобилиста.


В православной церкви 28 октября  почитали память святого ЕвфимияСолунского Народные названия Ефим, Ефим благочестивый, Ефимий осенний, пчельник, льняницы. Прп.Евфимий, в миру Никита, род. в 824 г. в Галатии. Родители были людьми богатыми,  благочестивыми, страннолюбивыми и милостивыми, отличались христ. добродетелями. Никита с рождения исполнился благодати Св. Духа, с юных лет был кроток, честен, удалялся от обычных игр, часто посещал  богослужения. В 6 лет умер отец. У  матери, кроме Никиты, были две дочери – Мария и Епифания.  Никита стал помощником

пятница, 26 октября 2018 г.

27.10.2018 - Параскевы Пятницы.




27 октября 2018 года (дата по старому стилю – 14 октября) православные верующие чтят память святой преподобной Параскевы Сербской. Народное название праздника Параскева, День Параскевы, Порошиха, Льняниха, Льняница, Трепальница, Пряха, Прасковья, Параскева Пятница. Света Петка родилась в Сербии, в селении Епиват. Родители ее были благочестивые люди, они всегда исполняли заповеди Божии и щедро подавали милостыню. Девочка очень любила посещать церковь.

четверг, 25 октября 2018 г.

26.10.2018 - Иверская.

Народный праздник иверская отмечается 26 октября каждого года. Другие названия праздника, банное обиходье, Злата-онучница, Злата, Иверская. Иверскую икону Божией Матери с давних пор почитают как чудотворную — в истории обители есть много рукописей о благодатной помощи Божией Матери. Богоматерь явилась скорбящему настоятелю, когда голод угрожал Иверскому монастырю. Пресвятая Богородица послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Богоматерь чудесным образом наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. Пресвятая Богородица

среда, 24 октября 2018 г.

25.10.2018 - Андроник, Пров, Тарах. День таможенника. День маркетинга.


По народному календарю 25 октября празднуется День Ондроника, еще называют Андрон, Андроник, Пров, Тарах. В начале IV века, в самый разгар гонения на христиан в годы правления Диоклетиана и Максимиана, жестоко пострадали за исповедание Христа старец Тарах, римлянин, бывший воин, Пров, уроженец памфилийской Сиды, и молодой Андроник, сын ефесского гражданина. Старец Тарах, жестоко избитый после того, как отказался принести жертву

вторник, 23 октября 2018 г.

24.10.2018 - Филиппов день. День подразделений спецназначения в РФ.



Праздник Филиппова канитель отмечается ежегодно 24 октября (в летописях указана дата по старому календарю - 11 октября). Этот день посвящен памяти проповедника Филиппа из Кесарии. В народе называли этот день, Филипп, Филиппов день, Филиппова канитель, Святой апостол Филипп, из числа 70-ти, родился в Кесарии Палестинской. Известно, что он был женат и имел детей. После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов). Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством. Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, – раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте. Сестра его Мариамна погребла его тело.
На Руси на Филиппа обычно начиналась канитель — так наши предки называли распутицу и грязь на дорогах. Когда нужно было выезжать из дома, крестьяне говорили: «Некогда канителиться». Но тут же добавляли: «Сам Филипп к печи прилип, так дороги развезло». Несмотря на распутицу, делами нужно было заниматься — например, везти на мельницу зерно, чтобы намолоть муки или крупы. Важное значение для этого дня имели снег и лед. По снегу судили о будущих прибылях: если он лег на сырую землю, но не растаял, весной можно было надеяться на хороший доход. Кроме того, утренний снегопад на Филиппа предвещал студеную зиму. Если реки к этому времени замерзали, то нужно было обязательно походить по льду — это сулило улучшение в денежных делах. А вот если на Филиппа еще продолжался листопад — нужно было готовиться к тяжелому году.

День подразделений спецназначения в РФ

День подразделений специального назначения (День спецназа) в России отмечается ежегодно 24 октября. Памятная дата установлена Указом президента России от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации». Началом истории частей специального назначения в России принято считать создание в 1918 году частей особого назначения — ЧОН. Подчинялись они ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия) и предназначались для борьбы с басмачеством в Средней Азии и повстанцами на территории Российской Республики. В дальнейшем спецчастями располагал в основном ВЧК (Народный комиссариат внутренних дел ‑ Министерство государственной безопасности ‑ Комитет государственной безопасности). 24 октября 1950 года в соответствии с директивой военного министра СССР маршала Советского Союза Александра Василевского в целях подготовки кадров для действий в тылу противника при общевойсковых и механизированных армиях, а также при некоторых военных округах началось формирование рот специального назначения. Основной особенностью подразделений специального назначения является их относительно небольшой состав, отличная подготовка, дерзость, внезапность, инициативность, быстрота, согласованность действий; умелое использование ударных и маневренных возможностей вооружения, военной техники, а также защитных свойств местности, времени суток, погодных условий. В настоящее время подразделения специального назначения — это военизированные формирования ФСБ, МВД, Министерства обороны, МЧС, Минюста и других федеральных органов государственной власти (отряды, группы, усиленные группы), имеющие собственные условные наименования — «Альфа», «Витязь», «Вымпел», «Русь».

Именины 24 октября 2018 года

Иосиф, Антон, Исаакий, Александр, Лев, Зинаида, Виктория, Иларион, Моисей, Анатолий.

понедельник, 22 октября 2018 г.

23.10.2018 - Евлампий Светильник


Народное название день Евлампия, Евлампий-зимоуказатель, Евлампий- светильник. Святые мученики Евлампий и Евлампия, родные брат и сестра, жили в начале IV века в городе Никомидии. В царствование Максимиана было воздвигнуто сильное гонение на христиан. В то время жил один юноша, благородного происхождения, родом из города Никомидии, по имени Евлампий, христианин – по вере и делам. Скрываясь с прочими христианами, он был послан ими в город – купить хлеба и тайно принести в пустыню. Пришедши в Никомидию, Евлампий увидал прибитый на городских воротах царский указ, написанный на пергаменте, повелевающий избивать христиан. Когда Евлампий прочитал указ, то посмеялся над таким безумным распоряжением царя, который вооружается не на врагов отечества, а на неповинных людей, и сам опустошает свою землю, убивая бесчисленное множество христианского народа. Тотчас же Евлампий был взят, связан и приведен на суд неправедный. Беззаконный судья, видя пред собою Евлампия, молодого и красивого, сначала лукавыми словами соблазнял его поклониться идолам. Святой Евлампий, исполненный благодати Святого Духа, отвечал судьеТвое сердце исполнено коварством и лукавы слова в твоих устах, но напрасны и ложны все твои обещания. Судья, услышав это, начал угрожать святому муками. Но Евлампий безбоязненно показал себя готовым идти на всякие муки за Христа Господа своего. Тогда судья повелел раздеть его и, разложив на земле, бить жилами. Святого долго и беспощадно били, но он мужественно претерпевал мучения: ощущая сильную боль от получаемых ран, он показывал вид, как будто не чувствовал никакой боли, – такое величие духа явил он! Мучитель, видя его долгое терпение, еще более исполнился ярости и приказал повесить его на дереве и терзать тело его железными орудиями, коими мученик настолько сильно был изранен, что кости его были видны чрез глубокие раны. После долгого мучения он лежал на земле весь окровавленный и избитый; тело его представляло одну сплошную рану. Но этим не окончились его страдания: судья измыслил для него новую муку. Он повелел пальцы его рук и ног связать тонким ремнем и крепко стиснуть, от чего страдалец терпел страшную боль, потому что члены насильственно отделялись от своих суставов. Однако и после сего не насытилась ярость мучителя; к прежним страданиям мученика прибавил он еще новое страдание: повелел раскалить железный одр и положить на нем святого, чтобы тело его на том одре сгорело, как воск, от силы пламени. Когда одр был сильно раскален, святой Евлампий, осенив себя крестным знамением, взошел на него и лег на нем как на мягкой постели. Тело святого мученика, опаляемое огнем, начало таять и разрушаться. Казалось бы, что в таких страшных мучениях должно было бы умереть. Но Всемогущий Бог поддерживал жизнь Своего раба и сверхъестественным образом сохранял душу его в теле, чтобы сим самым явились всем и сила Божия, совершаемая в немощи, и терпение мученика. Когда все уже полагали, что Евлампий непременно умрет на том раскаленном одре, святой почувствовал в себе новую силу и, вставь с постели, начал ходить здоровым, как будто и не претерпел мучения. Твердо веруя сердцем в Господа Бога своего, Евлампий показал вид, как будто он отказывается от своего исповедания и соглашается с безбожием нечестивых язычников; посему он был со славою приведен в идольский храм, и все вместе с судьею радовались, думая, что Евлампий отвергся Христа и хочет поклониться богам их; множество народа, следуя за ним, шло ко храму. Святой же на пути в капище с усердием молился Господу Иисусу Христу, чтобы Он явил силу Свою, просветил ослепленных людей и прославил Свое Имя святое. Когда Евлампий пошел внутрь храма, то увидал идола Марса2, самого большого и красивого из всех идолов того храма; подойдя к нему, он сказал:
– Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, идол немой и бездушный, пасть на землю и обратиться в прах. Как только святой произнес сие, тотчас идол с большим шумом упал и разбился на мелкие части. Увидев сие, народ стал кричать:

– Един Бог христианский – велик и силен. И многие уверовали во Христа; судья же пришел в большую ярость и повелел взять Евлампия и вести снова на мучения. Сестра Евлампия девица, по имени Евлампия, услыхав, что брат ее страдает за Христа, прибежала на место мучения и, став на средину, сказала брату:
– Не одна ли мать нас родила, не одними ли сосцами нас питала, и не Одному ли Богу научены мы веровать! Зачем же, страдая за Христа, лишаешь меня такой же участи, почему ты не известил меня, чтобы я с самого начала вместе с тобой понесла все муки; я тоже хочу умереть за Господа моего, как и ты; пусть знают все мучители, что я – христианка и готова умереть за Христа. Судье же она сказала:                                      – Слушай, судья, и знай, кто я. Я – Христова раба. Христос – моя жизнь и радость моей души, Его люблю и Ему хочу быть жертвой; приготовь огонь, приведи зверей, поставь колеса для мучений, отточи мечи, изобретай различные муки, и, как хочешь мучь меня за Христа моего, я все готова претерпеть, как и возлюбленный мой брать Евлампий! Мучитель, слыша слова сии, удивился ее смелости и повелел бить ее по лицу. Долго били святую, пока совсем было обезображено лицо ее и потекла кровь из носа и рта. Святой же Евлампий словами укреплял свою сестру, говоря:

– Не бойся, сестра, «убивающих тело, души же не могущих убить». Потом приготовлен был, по повелению мучителя, сильно кипящий котел, чтобы бросить в него обоих – Евлампия и Евлампию. Евлампий поспешил сам войти в котел. Евлампия же, как юная девица, начала колебаться, как бы боясь. Брат, видя, что она колеблется, стал звать ее к себе в кипящий котел, как бы в прохладное место, говоря:
– Не бойся, сестра, будь смелей и иди сюда; вот видишь: я невредим и никакой не получаю боли, и ты, как только коснешься горячего котла, тотчас почувствуешь Божию помощь и будешь невредимой. Святая, услышав слова брата, поспешно вошла в котел, и тотчас ослабела огненная сила, котел остыл, и святые остались невредимыми, воспевая и славя Бога. Люди, видя такое чудо, изумились, и уверовало двести мужей, которые исповедали себя христианами и за то были усечены мечем от нечестивых идолопоклонников. Беззаконный судья приказал выколоть Евлампию глаза, а сестру его, повесив за волосы, бить. Она же среди мучений взывала:

– Благодарю Тебя, Боже и Создатель мой, что Ты удостоил меня, рабу Твою, пострадать за Твое святое Имя. Затем мучитель приказал жарко разжечь печь, чтобы бросить в нее мучеников. Когда разожжена была печь, то святого Евлампия, уже слепого, повели за руку и, подведя, бросили в печь. Святая же Евлампия, не ожидая, чтобы кто ее вел и бросил, сама пошла с радостью и, как бы в прекрасный чертог, поспешно вошла в огненную печь. Однако и здесь святые остались невредимыми: жар обратился в холод. Святые мученики в печи воспевали песнь трех отроков и благословляли Бога. Мучитель, не зная, что более с ними делать, приговорил их к усечению мечем. Воины, взяв, повели их со связанными позади руками. Когда пришли на место казни, святой Евлампий положил сам под меч свою честную главу и был усечен; святая же Евлампия еще до казни предала свою душу в руки Божии, и воины, видя ее умершею, не отсекли ей главы3. Так святой Евлампий с своею сестрой, святою Евлампией, окончив подвиг мучения, вместе отошли к Судии подвигов мученических Христу, чтобы принять от Него венец правды.
На Руси традиционно в этот день полагалось смотреть на месяц - рога месяца показывают на ту сторону, откуда быть ветрам. Если они на полночь (на север) - быть скорой и строгой зиме, снег ляжет посуху; если на полдень (на юг) - скорой зимы не жди, будет грязь да слякоть, до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится. Дни становились все короче, а потому говорили, что Евлампий лучину расщепляет, лампу зажигает, потемки освещает. Огонь - в печи или в горящей лучине - в народном представлении был одной из основных стихий, правящих миром. Воспринимали его и как сметающее все на своем пути яростное пламя, от которого нет спасения, как пламя адское, связывался он с нечистой силой, его считали наказанием. Но огонь и дарил тепло, позволял приготовить пищу, освещал жилище, он был как бы частью солнца, которое так редко появлялось на небе осенью и зимой. Считали также, что этот день как нельзя лучше подходит для заготовки лучины почти на всю зиму - до 9 февраля. Лучину устанавливали в специальные светильники с четырьмя расщепами - светцы - под углом 10-15 градусов. Сгорала лучина за пять минут. Когда старшие занимались своими делами - пряли, готовили, мастерили что-то, самые младшие члены семьи постоянно меняли прогоревшие лучины на новые. Они ярко горели по очереди и светили. Коли на Евлампия грязь да слякоть, октябрь-грязник до Казанской (4 ноября) снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится. Евлампий лучину отщепляет, огонь вздувает, потемь стращает. Последние дни кучевых облаков. Возможен ранний ледостав на крупных реках.


Именины 23 октября  2018 года

Иннокентий. Андрей. Антон, Василий, Ефим, Илларион, Кирилл, Кузьма, Павел, Савва, Сергей, Яков.