суббота, 27 октября 2018 г.

28.10.2018 - Ефим благочестивый, день автомобилиста.


В православной церкви 28 октября  почитали память святого ЕвфимияСолунского Народные названия Ефим, Ефим благочестивый, Ефимий осенний, пчельник, льняницы. Прп.Евфимий, в миру Никита, род. в 824 г. в Галатии. Родители были людьми богатыми,  благочестивыми, страннолюбивыми и милостивыми, отличались христ. добродетелями. Никита с рождения исполнился благодати Св. Духа, с юных лет был кроток, честен, удалялся от обычных игр, часто посещал  богослужения. В 6 лет умер отец. У  матери, кроме Никиты, были две дочери – Мария и Епифания.  Никита стал помощником
матери. Даже служа воином, был для неё опорой. Престарелая мать, желая облегчить обязанности по дому, поспешила выбрать невесту. Нашла скромную девицу Евфросинию. Бог благословил брачный союз рождением дочери, во св.крещении Анастасии. Никита, считая это дитя  утешением для матери и для жены, оставил их, посвятил себя Богу на иноч. пути. Замужняя сестра Мария жила дома, была помощницей матери. В день св.мч.Никиты ушел навсегда. Долго осиротевшая семья не знала, где он. Никита посетив многих подвижников, достиг Олимпа, где  славен подвигами прп. Иоанникий. Он ушел от св. Иоанникия, поняв, что среди его иноков не избежит славы. Старец Иоанн, живший далеко от Иоанникия, с радостью принял Никиту и, преподав уроки о подвигах иночества,  назвал при пострижении Евфимием. Пробыв у Иоанна долгое время и научившись скит.безмолвию, Евфимий по приказанию учителя ушел в Писсадинон учиться у старцев подвигам иночества. Игумен обители, Николай, назначил самые низкие послушания. Евфимий не возроптал. Когда принимал поругания, безропотно сносил их. Евфимий достиг того, что в нем умолкли все злые страсти.  Он решил отправиться в пустыню, т.к. не пройден путь строгого безмолвия. Отправился к афон. старцам. Намерение открыл вел.подвижнику старцу Феодору. Благословил св.старец инока на новый путь. Евфимий оставил Олимп после 15 лет пребывания на нем. Нашелся  спутник – инок Феостирикт, жаждавший высших подвигов. Путь на Афон шел мимо Никомидии. Евфимий послал св.крест родным, передал, что советует следовать за ним. Родственницы, получив известие решили последовать примеру Евфимия. Кроме дочери прп-ного, что вышла замуж,  стали инокинями. На Афоне Евфимий ревностно исполнял устав монаст. жизни. Феостирикт, не перенеся строгого безмолвия, возвратился на Олимп, св.Евфимий продолжил с  иноком Иосифом. Вскоре младший стал учителем старшего. Он требовал, чтоб 40 дней питались только травой, поникши к земле, как животные. Может, очистившись чрез сие, получат очищение. Они провели 40 дней, терпя жажду, холод, голод и жар. Св.Евфимий предложил сподвижнику закрыться в пещере и не выходить 3 года. Кто умрет, будет воистину блажен, гробом будет пещера. Если оба будут живы, умрут страсти и плотские желания. Подвижники нашли пещеру, едва поддерживали существование скудною растит. пищею из росших близ желудей и каштанов. Жизнь их исполнена величайших подвигов: всенощн. стояния, непрерывный пост, постоянные коленопреклонения, спанье на голой земле, нахождение в пещере без огня.  Чрез год у подвижников не было ветхого рубища, к-рое защитило бы от насекомых. Это были мученики без гонений. Сподвижнику Евфимия оказалось не по силам нести принятый крест страданий. Ослабев, оставил Евфимия. Тот усилил подвиги. Много искушений перенес. Сначала напали тоска и скорбь по удаливш. брату, потом боязнь уединения, его возмущали горделив.помыслы о высоте пройденного пути. Но все  побеждено Евфимием.  Чрез 3 года Евфимий оставил пещеру. Его ждали подвижники, желавшие подражать. Преподав  наставления, Евфимий отправился на Олимп, куда звал старец Феодор, чтоб отправиться на Афон. На Афоне ок. одра Феодора – от долгого подвижничества был бессилен – Евфимию суждено выполнить подвиг служения, по заповеди Спасителя, немощным. Выстроил для Феодора келью, с усердием служил ему. Это продолжалось, пока больной старец,  страдая от болезней, не отбыл в Солунь, чтоб обратиться к врачам. Там обрел вечное упокоение.  Любовь к почившему подвигла Евфимия идти в Солунь для поклонения его гробу. Солунский народ, давно слышавший о добродетелях Ефимия, вышел, чтобы получить благословение. Но недолго пробыл Евфимий в Солуни. Жизнь в городе отвлекала от безмолвия. Он вышел из Солуни и, подобно Симеону Столпнику, взошел на столп. С этого столпа Евфимий учил приходивших к нему. Пробыл на столпе долгое время, наставляя к добродет.жизни и врачуя болезни. Он пожелал безмолвствовать на Афоне, т. к. народ тяготил смирен. столпника. Евфимий принял рукоположение во диакона, чтобы приобщаться в пустыне Пречистых Христ. Таин.   На Афоне Евфимий пробыл недолго, ибо не нашел желаемого безмолвия. Новые подвижники густо заселили пустыню и часто посещали его. Евфимий избрал новое убежище – необитаемый остров, «Новых», куда далился с иноками Симеоном и Иоанном Коловым. По Божию попущению, напали на остров сарацины. Приплыв на двух кораблях, пленили иноков. Варвары пустились в обратный путь. Но корабль с пленниками стал среди моря, хотя другой плыл свободно. Варвары пали к ногам св. пленников, просили прощения. Корабль снялся с места,вскоре был у опустошен. острова. Иноки просили возвратить ничтожные вещи, для пустынножителей необходимые. Жестокие варвары, только что наказанные Господом, не вняли просьбе. Внезапно ветер пригнал их корабли к покинутому острову. Теперь они не могли отказать в просьбах. Один, схватил Иоанна Колова и беспощадно бил его, пока не остановили товарищи. Св.Евфимий кротко заметил, что если бы арабы просто освободили их, они доплыли бы до отечества, но сейчас узнают, что такое оскорбить бога. В море на арабов напали рим. воен. корабли и отвели в плен корабль, где находился обидчик прп-ных, а др.корабль спасся.  Афон, куда старцы переселились, не был безопасным местом. Часто нападали варвары. Многие из афон. иноков пленены. Поэтому 3 переселенца на Афон решили разойтись по безопасным местам. Прп. Евфимий перешел во Врастаму. Здесь встретил сподвижника – прп. Иосифа. Много собралось братьев, желавших поселиться ок. Евфимия. Он построил кельи, сам поселился  во рву, иногда посещал братию, иногда восходил на высоты Афона и там, в молитвах к Богу, так очистил  сердце, что сподобился Божеств. Видений.  Однажды глас сказал идти в Солунь, на вершину Перистера, где когда-то был храм св.ап. Андрея Первозванного, очистить место и устроить м-рь.  Прп-ный, взяв иноков Игнатия и Ефрема, отправился в Солунь, на гору, где нашел овчарню. Признаки свыше указали, что  здесь развалины храма. Местные христиане имели здесь овчарню. Горько плакал прп-ный, видя попрание святыни. Раскопки обнаружили основание храма. Люди, пораженные прозорливостью старца, взяли на себя расходы по восстановлению храма. Так воздвигнут храм св.ап. Андрея с 2 приделами: св.Иоанна Предтечи, Евфимия Великого. Много горя перенес прп-ный. По злоумышлению демонов, опрокинулись леса вокруг здания, обрушилась левая сторона его. Ночью в молитвах, днем не отлучался от рабочих, подавая пример. В 863 г. храм окончен. Возник м-рь, прославившийся  иноками. Прп-ный опасался, как бы новопострижен. иноки оказались неспособными к  многотрудн. иноч. житию. Ппреподал много поучений новоначал.инокам, говорил об опасностях, указывал средства избежания их, славил святость труда, осуждал пороки и призывал к добродетелям. Слушая Евфимия, иноки говорили, что Св.Дух вдохнул в него Божеств. благодать. В числе новоначальных был Василий, позже архиеп.Солунский, благодаря коему сохранилась память о подвигах прп. Евфимия. За благочест. жизнь Евфимий сподобился дара прозрения будущего и дара чудотворений. Василий рассказывает, что прп.Евфимием предречено еп. звание. Из жития прп-ного, составленного архиеп. Василием, видно, как он благоговел пред памятью того, чьи подвиги и чудеса описывал. Много иноков приняло пострижение от прп.Евфимия. Многих мирских людей он увлек подвигами и чудесами на путь иночества. Много новых м-рей возникло его заботами на Олимпе, Афоне и в Солуни. Чрез 42 года после ухода из дома Евфимию привелось постричь в иночество родственников, к чему звал еще будучи в Никомидии. Родственников взял в обитель, а для родственниц построил новый жен. м-рь на купленном им месте. Начальницею м-ря поставлена сестра, назван. во св.схиме Евфимиею. Поручив 2 обители попечению Солунского митр. Мефодия и преподав наставления, преподобный взошел для безмолвия на прежний столп вблизи Солуни.
 Узнав день успения, св.Евфимий  призвал на трапезу братию афон. м-рей, простился с ними. На др.день взял для служения инока Георгия и удалился с Афона в уединен. место, на «Свящ. остров». На острове подвизался ок. 4 мес. в найденной им пещере и почти безболезненно почил – 15 октября 889 г.  Спустя 2 года иноки Перистеры решили перенести тело угодника Божия, дабы иметь заступника за обитель. Они послали на Свящ.остров иеромон. Власия и инока Павла. Те нашли тело св. Евфимия лежащим в пещере. Тление не коснулось тела, хотя оно лежало долго. Св.мощи преподобного перенесены в г. Солунь или Фессалонику, где почивают ныне.
В народном представлении Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, на природу сон навевает. Зима начинает набирать силу. С этого дня в дома возвращается кикимора, изгнанная летом, начинает девушкам да бабам мешать. Это существо невидимое, она прядет в избе, сидя на голбце - небольшой пристройке возле русской печи, крыша которой часто используется как лежанка, внутри же находится лестница, ведущая в подполье. Кикимору обычно представляют существом небольшого роста - крохотной женщиной, девочкой или старушкой. Считается, что она не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром. Становились этими существами умершие или похищенные нечистой силой дети, умершие во сне новорожденные или младенцы, которых случайно придавили (заспали) во сне матери. Если поймать кикимору и выстричь на ее голове крест, то это существо может вновь стать человеком, но на память о пребывании в обличье духа у него останется уродливая внешность или слабоумие. Перед бедой она плетет кружева в подполье и дает знать о себе громким стуком коклюшек. Иногда она может «упрясть за хозяйку», но чаще путает, мусолит, рвет и жжет пряжу, которую оставили, не перекрестив, не благословив. Увидеть ее - к несчастью, к переменам в доме. Прядет кикимора чаще всего под праздники, и тогда свист раздается по всей избе, считалось, что прядет она наоборот, то есть сучит нитку не к себе, а от себя. Такие нитки считались сильнейшим оберегом. Невеста накануне свадьбы наотмашь, от себя, пряла суровую нитку - оберег от колдунов. Такая нитка, спряденная до света в Великий четверг, была средством от всех болезней: ею перевязывали руку, ногу или голову, и боль утихала. Лен сушат, мнут, треплют, получают куделю - во всю неделю. Начали трепать лен, так над ним не стоять. На Ефима убирают пчел. Небо вечером чистое, но около луны видны большие круги - будет мороз, а если эти круги красноватые и расплывчатые - возможны снегопад и ветер. Если солнце всходит, а над ним облако - хорошей погоды не жди. Если поздней осенью появились комары - будет зима мягкой. Хорошая погода сохранится, если у неба ясный, чисто-голубой цвет.

День автомобилиста

Идея чествовать автомобилистов родилась еще в СССР. И кстати, тогда же она и была реализована. Так, в 1976 году президиум Верховного Совета (ВС) Советского Союза издал указ «О Дне работников автотранспорта»: этот документ стал ответом на обращение граждан, в котором те выразили сожаления по поводу отсутствия у советских шоферов своего профессионального торжества. А в 1980 году был подписан другой указ «О праздничных и памятных днях». Речь в нем шла в том числе и об учрежденном за четыре года до этого торжестве: новым документом оно переименовывалось в «День автомобилиста». Кстати, в качестве даты празднования сразу был выбран последний день четвертой недели октября. И в 1980 году (да и в дальнейшем) ее изменять не стали. Стоит отметить, что праздник пользовался большой популярностью в СССР. Однако не забыли про торжество и после распада союза: народ продолжат чествовать профессиональных водителей в конце второго осеннего месяца. А в 1996 году российские власти решили объединить Дни автомобилиста и дорожника, то есть тех, кто ездит по дорогам, и тех, кто отвечает за состояние этих дорог. Таким образом, в РФ появился «День работников автотранспорта и дорожного хозяйства». Спустя четыре года стало понятно, что идея была не очень удачной. В результате в 2000 году президент нашей страны подписал указ о разделении торжеств: дорожникам отдали третье октябрьское воскресенье, а автомобилистам оставили четвертое. Но и на этом история не заканчивается. Ибо в 2012 году шоферов вновь решают с кем-нибудь объединить — на этот раз с сотрудниками городского общественного транспорта. Именно тогда и был учрежден «День работника автомобильного и городского транспорта», который в нашей стране отмечают до сих пор, однако называют по-прежнему — Днем автомобилиста. 
Именины 28 октября  2018 года

Афанасий. Денис. Ефим, Иван, Лукьян, Петр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить свой комментарий.