
Православная церковь 30
октября (17 октября по старому стилю) отмечает память пророка Осии. В народном
календаре этот день носил несколько разных названий: Осия Колесник, Осий Осенний, Осий Грязник. Осия был младшим современником Амоса и,
вероятно, слышал его речи. Долгие годы
он мог близко наблюдать жизнь израильской столицы и видеть, с какой быстротой
возрождаются в ней ханаанские суеверия и извращенные культы Сирии. Блестящее
царствование Иеровоама II Осия застал уже в самом конце. Пророк знал, какой
ценой основатель династии Иегу получил грон, и был уверен, что власть,
построенная на убийствах и преступлениях, не сможет устоять слишком долго. Осия утвердился в этой мысли, когда ему пришлось быть свидетелем анархии, узурпации, гражданской войны и агонии Эфраима, с 740 года ставшего данником Тиглатпаласара. О внешних событиях жизни Осии мы почти ничего не знаем; он вошел в ветхозаветную историю исключительно как автор своей Книги. Книга эта оказала не меньшее влияние, чем пророчество Амоса. Для пророка Осии религия не только долг и обязанность, но прежде всего любовь к Богу. У него впервые в Священном Писании брак, любовь мужа и жены становятся символом союза Бога и человека. В браке есть и долг, и обязательства, но сущность брака — в таинственном соединении двух существ. С особой силой Осия раскрывает в своей проповеди понятие Божественной любви к Израилю. Пророк впервые открывает миру лик Божий, который излучает любовь, покрывающую все муки измены, все беззакония; он указывает человеку путь, который вернет человека к его Отцу, вернет его нравственно чистым, достойным любви Божией. Это путь покаяния. Пророку Осии открылась непостижимая тайна — это страдание, боль неразделенной любви, и оно свидетельствует о сокровенных узах, которые связывают творение и Творца. Пророк Осия открывает перед нами тайну, которая выше нашего постижения, ведь любые страдания, в том числе и страдания нравственные, — это есть признак несовершенства. Пророк говорит: «Есть божественные страдания, Бог страждет из-за нашего несовершенства». Нам, людям Нового Завета, это трудно уяснить себе, а что же говорить о людях ветхозаветных? Однако пророк смело говорит о том, что выше понимания: «Перед лицом божественных страданий люди уже не червь, попираемый ногами, а дети Божии, которых Он неизреченно держит на руках, которых Он с болью проводит через испытания, чтобы обратить их в раскаяние».Такими увидел людей пророк Осия. Бог Осии — это Бог, который добровольно ст раждет за грехи Своих созданий. Слово пророка в чем-то предвосхитило слово Христа — поклонение Богу в духе и истине. Служение Творцу у народа Божия должно быть очищено от всяких элементов язычества, от просвещения внешними формами культа. Обряд, говорит пророк, — только тогда угоден Богу, когда в основе его лежит истинная вера, любовь и правда. Вот эти самые основные положения ветхозаветной нравственности как бы суммируют в себе всю суть библейской аксиологии. И это он выразил такими словами, которые вы должны знать наизусть: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений».
построенная на убийствах и преступлениях, не сможет устоять слишком долго. Осия утвердился в этой мысли, когда ему пришлось быть свидетелем анархии, узурпации, гражданской войны и агонии Эфраима, с 740 года ставшего данником Тиглатпаласара. О внешних событиях жизни Осии мы почти ничего не знаем; он вошел в ветхозаветную историю исключительно как автор своей Книги. Книга эта оказала не меньшее влияние, чем пророчество Амоса. Для пророка Осии религия не только долг и обязанность, но прежде всего любовь к Богу. У него впервые в Священном Писании брак, любовь мужа и жены становятся символом союза Бога и человека. В браке есть и долг, и обязательства, но сущность брака — в таинственном соединении двух существ. С особой силой Осия раскрывает в своей проповеди понятие Божественной любви к Израилю. Пророк впервые открывает миру лик Божий, который излучает любовь, покрывающую все муки измены, все беззакония; он указывает человеку путь, который вернет человека к его Отцу, вернет его нравственно чистым, достойным любви Божией. Это путь покаяния. Пророку Осии открылась непостижимая тайна — это страдание, боль неразделенной любви, и оно свидетельствует о сокровенных узах, которые связывают творение и Творца. Пророк Осия открывает перед нами тайну, которая выше нашего постижения, ведь любые страдания, в том числе и страдания нравственные, — это есть признак несовершенства. Пророк говорит: «Есть божественные страдания, Бог страждет из-за нашего несовершенства». Нам, людям Нового Завета, это трудно уяснить себе, а что же говорить о людях ветхозаветных? Однако пророк смело говорит о том, что выше понимания: «Перед лицом божественных страданий люди уже не червь, попираемый ногами, а дети Божии, которых Он неизреченно держит на руках, которых Он с болью проводит через испытания, чтобы обратить их в раскаяние».Такими увидел людей пророк Осия. Бог Осии — это Бог, который добровольно ст раждет за грехи Своих созданий. Слово пророка в чем-то предвосхитило слово Христа — поклонение Богу в духе и истине. Служение Творцу у народа Божия должно быть очищено от всяких элементов язычества, от просвещения внешними формами культа. Обряд, говорит пророк, — только тогда угоден Богу, когда в основе его лежит истинная вера, любовь и правда. Вот эти самые основные положения ветхозаветной нравственности как бы суммируют в себе всю суть библейской аксиологии. И это он выразил такими словами, которые вы должны знать наизусть: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений».
На Руси Колесником
Осию прозвали потому, что в день его памяти уделяли много внимания колесам.
Телеги ставили в сараи до весны, а перед этим проверяли их исправность. Если
требовалось, нехитрый транспорт чинили. В любом случае колеса снимали с осей.
«На Осия колесо с осью до весны расстаются», — говорили крестьяне, убирая
телегу и доставая сани, благо зимний путь к этому времени во многих районах уже
устанавливался. А по последнему скрипу колес телеги гадали об урожае. Если
колеса едут тихо и не скрипят — на следующий год уродится много хлеба и овощей.
Колесо считалось оберегом и защитником от злых духов. Этот символ солнца часто
использовали в проведении различных обрядов. Например, если человека укусила
змея, то для его спасения (помимо применения трав) промывали место укуса водой,
которую затем пропускали через колесо. Но колесо считалось не только оберегом,
но и символом ведьмы - на нем могла ездить нечистая сила. В народе рассказывали
истории о том, как у катящегося по дороге колеса вырывали спицы, отчего ведьма,
обернувшаяся в это колесо, лишалась руки или ноги. Детям
в этот день загадывали загадки о колесах и телегах. Известны, например, такие:
«Барыня подкрашена, поперек подпоясана, а спина намазана»; «Четыре братца
уговорились гоняться, как ни бегут, друг друга не догонят»; «Один идет,
четверых за собой ведет, а пятый сидит, во все глаза глядит». Если кукушка села на сухое дерево и начала
куковать – быть морозу. Если 30 октября домашние животные крепко спят, то скоро
наступит тепло. Пришел Осий – снимай колеса с осей. На Осия – колесо с осью до
весны прощается. Накануне Осия Осеннего крестьяне прислушивались к скрипу
колес, когда телега заезжала в ворота. Если он отсутствовал, значит урожай в
следующем году будет богатым. Соответственно, чем больше скрип, тем меньше
будет урожай. По звуку колеса судили о количестве заработанных денег. Если
громче скрипит левое колесо, то большую часть придется отдать, а если правое,
то поступление денег превысит ожидания. В старину в этот день знахари
советовали не посещать баню. Родившиеся 30 октября редко бывают счастливыми,
хотя и находятся под определенной защитой. Носить им следует опал.
Именины 30 октября 2018 года
Александра, Анатолия,
Андрея, Антона, Антония, Дамиана, Иосифа, Кузьмы, Космы, Лазаря, Леонтия, Осии,
Сергея, Юлиана
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здесь вы можете оставить свой комментарий.