пятница, 19 октября 2018 г.

19.10.2018 праздники в России сегодня

19.10.2018 праздники в России сегодня

Фома Хлебник
Апостол Фома был рыбаком из Галилеи, точная дата его рождения неизвестна. Имя Фома в переводе с иврита означает «близнец», Фомин день, День Фомы, Хлебник, Фома, Денисы Позимские, Неверующий Фома, Фома-Большая крома: так этот день называли в старину. Святой Апостол Фома, называемый близнец, родился в Галилейском городе Панеаде. Когда Господь наш Иисус Христос, во время Своего пребывания на земле с людьми, проходил по городам и селениям, уча народ и исцеляя всякие болезни, Фома, услышав его проповедь и увидев его чудеса, прилепился к Нему всею душою. Увидев Христа и прикоснувшись к живоносным его ребрам, Фома воскликнул: "Господь мой и Бог мой". Это событие с Фомою самым наглядным образом убеждает всех в истинности воскресения Господня, потому что Христос явился ученикам не как призрак и не в ином каком-либо теле, но в том же самом, в коем пострадал ради нашего спасения. И апостол стал проповедовать о Христе воскресшем в Палестине, Месопотамии, Эфиопии, а затем и Индии. Однажды апостола представили индийскому царю как весьма искусного зодчего, и царь повелел Фоме построить для него великолепный дворец. Фома сказал, что он построит такой дворец, и он будет даже лучше, чем царь может себе представить. Для постройки апостол получил очень много золота, которое раздал бедным и неимущим. Прошло два года и царь вновь пригласил к себе апостола и спросил, что удалось сделать за этот период. А апостол Фома ответил, что дворец уже почти готов, осталось лишь только закончить крышу. Обрадованный царь вновь дал Фоме золото, чтобы крыша соответствовала великолепию и красоте дворца. Апостол снова раздал все эти деньги больным, неимущим и бедным людям. Тогда доложили царю, что на том месте, где должен стоять дворец, еще ничего не построено. Разгневанный царь пригласил Фому и спросил, построил ли он что-нибудь или нет, а Фома ответил, что дворец готов, но построил он его на небесах. «Когда ты перейдешь из этой временной жизни, — сказал Фома, — то там, на небе, ты обнаружишь прекрасный дворец, в котором ты будешь пребывать вечно». Царь в этом ответе заподозрил обман и решил, что апостол открыто насмехается над ним, и поэтому приказал тяжко его мучить. В это время умер брат царя, которого царь очень любил. В этом горе он множество дней безутешно оплакивал смерть своего брата. А душа этого брата-язычника также была вознесена на небо и ей, как и всякой другой душе, были показаны и райские обители, и ад. И когда она осматривала рай, то в одном месте увидела великолепнейшее строение, такое прекрасное, что ей захотелось пребывать в нем вечно. И тогда душа спросила Ангела, который водил ее по раю, кому принадлежит это место. И Ангел ответил, что это — дворец ее брата, для него построены эти великолепные палаты. И тогда душа стала просить Ангела о том, чтобы он разрешил ей вернуться на землю для того, чтобы испросить у своего брата разрешение войти в уготованные ему палаты. И Ангел разрешил ей вернуться в бездыханное тело. И произошло чудо: умерший брат царя воскрес. Какое было ликование, какая была радость, когда царь услышал, что его брат ожил. Когда состоялась их первая беседа, брат стал ему рассказывать, что произошло с его душой после смерти. И он сказал: «Помнишь, ты когда-то обещал отдать мне полцарства, — не нужно мне этого дара, но дай разрешение, чтобы тот дворец, который уготован тебе в Царстве Небесном, был и моим дворцом». И понял царь, что Фома не обманывал его, что для него Господь уже уготовал место в Царстве Небесном. Тогда раскаявшийся царь не только выпустил Фому из заключения, попросив у него прощения, но и принял Крещение. В то время, когда Фома просвещал проповедью Евангелия индийские страны, наступило время честного преставления Божией Матери, и все апостолы из разных стран восхищены были на облаках небесных и перенесены в Гефсиманию, к одру Преблагословенной Девы. Тогда и святой апостол Фома был восхищен из Индии, но не поспел прибыть к самому дню погребения Богопрославленного тела Пречистой Богородицы. Это устроено было Божиим изволением для того, чтобы удостоверить верующих, что Матерь Божия с телом была взята на небо. Ибо как относительно воскресения Христова мы более утвердились в вере чрез неверие Фомы, так относительно взятия на небеса с плотью Пречистой Девы Марии Богородицы узнали вследствие замедления Фомы. Апостол прибыл только на третий день после погребения и скорбел о том, что не мог быть в Гефсимании в самый день погребения, чтобы проводить с прочими апостолами тело Матери Господа своего на место погребения. Тогда, по общему соглашению святых апостолов, для святого Фомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы он, увидев пречистое тело, поклонился ему и утешился в своей печали. Но когда открыли гробницу, то не нашли тела, а только одну лежавшую там плащаницу. И отсюда все твердо уверились в том, что Матерь Божия, подобно Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом была взята на небеса. После сего Фома снова появился в Индийских странах и проповедовал там Христа, обращая многих к вере знамениями и чудесами. Затем апостол пошел еще дальше, в Каламидскую страну, и, проповедуя здесь Христа, обратил к вере двух женщин, одна из которых была женой тамошнего царя Мудзия. Обе женщины настолько уверовали, что отказались от плотского сожительства со своими нечестивыми мужьями. Это очень разгневало царя и его приближенных и святой апостол был заключен в темницу. Он претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. На том же месте, где было погребено тело апостола, совершались по молитвам его многие чудеса во славу Христа Бога нашего.
Фому на Руси любили и уважали, считая его рачительным, запасливым и бережливым, называли покровителем честного достатка. Поэтому в праздник Фомин день 19 октября было принято подводить итоги года, подсчитывать полученный доход, определять величину запасов и рассчитывать их расход на предстоящую зиму. Если запасов было много, говорили: «На Фому тащи все в крому», «Рад Фома, что велика крома» (крома – сусек, амбар, где хранили разные съестные припасы, а также большая сумка), не забывая отблагодарить святого за удачу в делах. С утра в Фомин день 19 октября обязательно ходили в церковь и ставили свечку святому Фоме, а в особо урожайные годы к вечеру накрывали богатый стол, чтобы отметить успешную трудовую деятельность. Девочек, которым к 19 октября исполнялось семь лет, матери в Фомин день начинали обучать ткацким навыкам, а отцы в праздник святого Фомы вели своих взрослых сыновей, решивших обзавестись собственной семьей, в амбар и указывали место, из которого сыновья могли сами брать зерно. Этим разгораживали общий кром на две семьи. Если в праздник Фомин день в семье рождался ребенок, пекли пшеничный каравай, от которого отламывали горбушку, посыпали ее солью и подносили новорожденному. Считалось, что тогда человеку, родившемуся 19 октября, всегда будет сопутствовать удача и успех в денежных делах. Хлеб, посыпанный солью, давали и тем, кто в Фомин день справлял именины, а также больным и людям со слабым здоровьем. Считалось, что съев такой каравай, больной быстро пойдет на поправку. Если на Фому ветра нет, жди скорых холодов. 19 октября кучевые облака на небе появляются в этом году в последний раз. Если дым 19 октября стелится, то вскоре стоит ждать ненастья. Кто родился на Фому — богатым будет и доживет до старости. Если 19 октября земля покроется снегом, зима настоящая начнется 22 ноября. Если выпадет снег в Фомин день 19 октября, а на деревьях еще есть листья, он скоро растает. Если на Фому увидеть северную птицу – можно ждать ранних холодов. На Фому горбушка хлебная дается тому, кто здоровьем не силен.

Всероссийский день лицеиста.

Своим появлением Всероссийский день лицеиста обязан Императорскому Царскосельскому лицею - учебному заведению, открытому по указу Александра I 19 октября (по старому стилю) 1811 года. Самым известным стал первый выпуск лицея 1918 года – 30 человек, каждый из которых оставил свой след в истории России, однако прославил это элитное учебное заведение А.С.Пушкин. Лицей был создан для обучения дворянских детей, его программа была ориентирована на подготовку чиновников высокого ранга и государственных деятелей. Продолжительность обучения в Царскосельском лицее составляла шесть лет, набор проводили один раз в три года. Воспитанники изучали нравственные, словесные и исторические дисциплины, физические и математические науки, занимались изящными искусствами, практиковались в гимнастике. Учебное заведение размещалось в четырёхэтажном флигеле Екатерининского дворца, у каждого лицеиста была отдельная комната. В Царскосельском лицее, в отличие от других российских школ, действовал запрет на телесные наказания воспитанников. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники этого учебного заведения получали гражданские чины, а те, кто выбирал военную службу, получали права выпускников Пажеского корпуса. В настоящее время в России некоторые школы носят название «лицей», однако с дореволюционными лицеями они не имеют ничего общего - современные лицеи всего лишь работают по индивидуальным программам. Лицеи заключают договоры с институтами, и наиболее способные их выпускники сразу поступают на второй курс высшего учебного заведения. Среди дисциплин, которым уделяется особое внимание при их изучении, - информатика, физика, математика, химия, биология и даже экономика и даже  право. То есть, лицеист, уже занимаясь в своем учебном заведении, активно готовит себя к будущей профессии.

Именины  19 октября  2018 года
Иван, Макар, Фома, Ян, Еротиида, Лаура, Никанор

среда, 17 октября 2018 г.

18.10.2018 праздники в России сегодня

18.10.2018 праздники в России сегодня
день Харитины

Народный праздник «Харитины – первые холстины» отмечается 18 октября (по старому стилю – 5 октября). В православном календаре в этот день почитают святую мученицу Харитину. Другие названия праздника: «Харитины», «Харитинин день», «Вековечная ткачиха». В Понте проживал один благородный и богатый человек, по имени Клавдий; по характеру своему он был добр и милостив к нищим. Однажды Клавдий увидал маленькую девочку, по имени Харитину, которая в детстве своем лишилась родителей. Клавдий сжалился над нею, взял ее к себе, воспитал и полюбил как свою родную дочь. Веруя в Христа, она воспламенилась к Нему горячею любовию и, уневестившись Ему, хранила девство и поселилась посему в отдельном уединенном жилище. Клавдий, ее воспитатель и господин, не только не воспротивился такому доброму ее намерению, но очень радовался целомудренной и святой ее жизни. В то время нечестивый царь римский Диоклитиан воздвиг на христиан сильное гонение. Как таковая была оклеветана пред градоначальником Домицианом и святая Харитина; ее обвиняли в том, что она сама христианка и многих других обратила и обращает к вере во Христа. Услыхав о сем, градоначальник написал к Клавдию письмо, повелевая прислать к нему Харитину. Святая Харитина была приведена к градоначальнику и стала пред ним, призывая всем своим сердцем Бога на помощь себе. Градоначальник спросил ее, верно ли то, что я слышал о тебе, девица, что – ты сама христианка и многих других прельщаешь, обращая в ту же нечестивую веру? Святая Харитина с дерзновением отвечала ему, что я христианка – это правда, а что я совращаю других людей, это ложь; не совращаю я других, но обращаю от нечестия и заблуждения и наставляю на истинный путь, приводя их ко Христу, вера в Коего не нечестива, как ты несправедливо думаешь, но свята и праведна. Ваша же вера полна всякой нечистоты, потому что вы веруете в скверных и лукавых бесов и волю их творите. Услыхав такой ответ святой Харитины, градоначальник сильно разгневался и велел жестоко бить ее. Потом, наложив на ее шею железный обруч, отослал ее на суд к правителю области. Сей судья неправедный, показав Харитине все орудия пытки, сказал ей, пожалей себя, чтобы не погибнуть тебе в жестоких муках. Послушай моего совета и принеси жертву бессмертным богам, и тогда получишь троякую для себя пользу: умилостивишь богов, приобретешь милость царя и сохранишь свою цветущую красоту не тронутою жестокими мучениями. В ответ на сие мученица возвела глаза свои к небу, прося себе оттуда защиты. Сотворив затем крестное знамение, она сказал судье, лукав ты, судья, и несправедлив! Но не уловишь меня ни своею хитростью, ни страхом мучений, не привлечешь к своему нечестию и не изменишь пламенного моего желания пострадать за Христа. Подумай лучше о том, что для твоей души будет полезнее, и сам не поклоняйся бездушным идолам, дабы тебе не погибнуть вместе с демонами, коих ты почитаешь как богов. Услыхав такие слова, судья начал поносить святую мученицу и велел остричь волосы на ее голове. Святая, безгласная, как овца пред стригущим ее, молчала, беседуя в душе с возлюбленным Женихом своим Христом и умоляя Его помощь ей совершить подвиг мученичества. Когда же она была острижена, тотчас на виду у всех на ее голове выросли другие волосы, длиннее и лучше прежних. Увидев это, судья пришел в сильную ярость и велел посыпать голову мученицы горящими угольями, коими сильно опалило ее. Потом для большего мучения святой опаленное тело ее облили уксусом, смешанным с желчью. Но святая терпеливо переносила все молясь Господу. Мучитель же изобретал для нее все большие и большие мучения: разжегши железные прутья, он велел проколоть ее сосцы и горящими свечами опалять ее ребра. А святая Харитина, как бы не чувствуя вещественного огня, разжигалась духовным пламенем Божественной любви и не переставала сердцем и устами исповедовать Иисуса Христа. Видя такую твердость святой, мучитель повелел потопить ее в море. Слуги, взявши ее, повели к морю и, привязавши ей на шею большой камень, бросили ее в глубину морскую. Но камень тотчас отвязался от ее шеи и исчез в море, а святая, невидимо укрепляемая силою Божиею, стала на волнах и пошла по ним, как по твердому камню. Выйдя на берег, она вернулась к судье и сказала ему, узри силу Христа моего и уверуй в Него! Судья, увидав, что Харитина не утонула, но жива, так сильно испугался, что почти потерял сознание и молчал. Едва придя в себя, он сказал, что она – волшебница и волхвованием спаслась от потопления в море, и повелел взять ее и привязать нагую к колесу, под которым были положены разные острые железные орудия, ножи и мечи, и множество горящих углей. Судья приказал слугам поворачивать колесо с привязанною к нему святою, чтобы острые орудия, положенные под колесом, раздирали ее тело, а горящие уголья опаляли его и тем причиняли бы святой еще более мучения. Но слуги не могли исполнить приказания мучителя, так как по повелению Божию колесо не поворачивалось и руки их ослабели, а горящие уголья погасли. Святая осталась невредима, ибо Ангел Господень защищал и охранял Христову невесту. Видя сие, судья снова пришел в ярость и приказал вырвать ей ногти на руках и на ногах и выбить зубы, – святая же и сии мучения претерпела мужественно. Тогда беззаконный судья решил растлить ее девство и для этого велел созвать множество распутных людей, чтобы отдать им святую на осквернение. Святая Харитина, услыхав такое безбожное повеление неправедного судьи, сказала, со мною мой Христос: Он разрушит весь ваш лукавый замысел и возьмет меня неоскверненною к Себе. Сказав сие, мученица подняла руки и устремила взор свой к небу, усердно молясь Богу, чтобы Он избавил ее от рук нечестивцев. Когда созванные распутники хотели уже осквернить ее, она внезапно предала свою чистую и непорочную душу в руки Господа своего2, и девственное тело ее лежало мертвым среди мерзких и исполненных нечистого желания распутников. Увидев, что святая мертва, судья приказал вложить ее тело в мех и, насыпав в мех песок, бросить его с телом святой в море. Так была потоплена в море мертвою та, которая при жизни ходила невредимо по водам! Спустя три дня волны морские выбросили на берег тело святой, не потерпевшее в воде никакого вреда. Клавдий, который воспитал святую Харитину как свою родную дочь, взял честное и многострадальное тело ее и с плачем и радостью предал его подобающему погребению, прославляя родившегося от Пречистой Девы Христа Спасителя, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.
На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты. «Харитина ткала и пряла — весь дом одевала», — говорили в этот день. Первую нитку, которая получалась в результате пряжи шерсти, одевали детям на левую руку. Считалось, что она обладает определенной силой от сглаза. Сила была такой великой, что эту нить не надо было заговаривать. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Матери обычно давали дочерям задание, сколько пряжи надо сделать на этих засидках. Делалось это с учётом того, чтобы девушки особо не увлекались развлечениями. Приходили на такие вечеринки и молодые парни, но происходило это позже, когда необходимая работа уже была сделана. После этого начинались забавы, игры, песни. Также у женщин был обычай в этот день съезжать на прялках с горы. Согласно поверью, длина пути показывала высоту льна, который вскоре должен был уродиться. Однако, если женщина падала с прялки, то это сулило несчастье – она могла умереть до следующей осени. Ткаческое мастерство ценилось прежде не меньше, чем земледельческое. Об этом занятии сложено множество загадок, например такие: «Раскинуты тенетки, прилетели лебедки, трут, мнут, разинут, воткнут»; «Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил»; «Пришло чудо, село в угол, без девки, без женки, а вон нейдет». Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок. Эту обувь упоминали и в поговорках. «Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень», — говорили наши предки, подмечая, что день становился заметно короче ночи. 

Именины  18 октября  2018 года
Гавриил, Григорий, Демьян, Денис, Еремей, Иннокентий, Кузьма, Макар, Матвей, Александра, Пётр, Филипп, Харитина.


вторник, 16 октября 2018 г.

17.10.2018 праздники в России сегодня

17.10.2018 праздники в России сегодня
Ерофей-лешегон

17 октября (Ерофеев день) мученика, который жил в Афинах и по преданию был знаком с самим апостолом Павлом, проникшись речами которого понял, что христианское вероучение близко ему по духу, и отрекся от язычества. Иерофей был членом верховного ареопага, то есть по тем временем занимал остаточно высокий пост. Там же он познакомился с еще одним последователем христианства, впоследствии канонизированным за благие дела и крепость веры - святым Дионисием. Вместе они присутствовали на процедуре погребения Божьей матери, после чего еще более укрепились в вере. Присутствуя вместе с апостолами при погребении Пресвятые Владычицы нашея Богородицы, святой Иерофей воспевал божественные песнопения, когда провожал ко гробу Пречистое тело Божией Матери, так что все слышавшие и видевшие то, признали его за праведного и святого мужа. Посвятив свою жизнь служению Господу, со временем святой Иерофей стал епископом Афинским. Однако из-за того, что гонения христиан в те времена были обычным делом, принял мученическую смерть от рук язычников. Большей информации о житие святого не сохранилось. В народе этот день крепко связан с лешими, которые в этот день бродят по лесам, громко кричат, зловеще хохочут и обижают все живое, что встретят на своем пути, будь то животина, будь то человек. Так лешие веселятся весь день и всю ночь, а с первыми петухами нечистая сила проваливается сквозь землю и выскочит только весной.
При этом нечистая сила утаскивает с собой всех, кто под руку попадется. Поэтому в этот день в лес не ходили, при этом приговаривали: «Леший — не родной брат: переломает косточки не хуже медведя». И, вообще, в этот день старались меньше выглядывать на улицу, без надобности. Управа на леших в этот день была тлеющая березовая головешка или горящая березовая ветка.  В день разгула леших и злобных духов если нужно выйти из дома, то следует помнить помнить о нательных крестиках и образках. А еще с Ерофеевым днем связаны приметы надвигающей зимы: «С Ерофея и зима шубу надевает» или «С Ерофея холода сильнее». С этого дня начинались по настоящему зимние холода. Присказки связанные с Ерофеевым днем. С Ерофея холода сильнее. С Ерофея зима шубу надевает. В лес ходить нельзя – леший все кости переломать может. Нежелательны в Ерофеев день свадьбы – супружество недолгим будет. В этот день лишь «ерофеич» кровь греет.
Именины  17 октября  2018 года
Василий, Владимир, Вольдемар, Дмитрий, Михаил, Николай, Павел, Петр, Степан, Тихон, Яков, Вероника, Виринея, Наполеон, Нектарий, Пиор, Просдока (Проскудия), (Стефан), Фауст, Херимон, Элладий.


понедельник, 15 октября 2018 г.

16.10.2018 праздники в России сегодня

16.10.2018 праздники в России сегодня

осенние лихорадки, Дионис, Денис Позимний.

Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. "Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается", - сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, Свя­щен­но­му­че­ни­ки Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, епи­скоп Афин­ский, пре­сви­тер Ру­стик и диа­кон Елев­фе­рий, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика. В Русской Православной Церкви учение о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих Ареопагитик был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах – в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.
По народным традициям и повериям в эти дни советуют беречься от сглаза, опасаться шабаша нечистой силы. С этого дня ходят по земле осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучают. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, а может соринкой обернуться — и в глаз залететь. Против них есть отличное средство — надо носить всегда собой осиновую кору. Лютая ненависть была у лихорадок к осине. Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко под ноги, а коли голова болит, то на полешке полежать надо. Или еще, осиновый сучок срезать да при себе носить, тоже, говорят, от болезни, что лихорадки насылают, спасает. Денис - лихого глаза берегись. Говорили: «Денис — лихого глаза берегись». Во многих местах большой славой от порчи, в особенности при повальных болезнях, когда она бывает пущена по ветру, пользуются лук, соль, чеснок и редька. Русский народ верил, что соль и редька имеют способность выедать все слова, написанные на бумаге, а запаха лука и чеснока будто бы не любит нечистая сила. Носились чеснок и лук в таких случаях обыкновенно на нательном кресте. В этот день произносили заговоры от сглаза. В этот день особенно старались избежать встречи с человеком с «дурным глазом». Заговор от сглаза. Чур. «Избавь, Бог, от сераго, от синяго, от чернаго, от желтого, от всякаго глазу, от плохого часу». Против порчи хорошим профилактическим средством считается вода, если ее трижды «перенять» с каменки в бане. Для этой цели, взятая в ковш вода выливается на каменку и, снизу, снова подхватывается в ковш. Этой водой окачиваются и пьют ее. При этом говорят: «Как на каменке, на матушке, подсыхает и подгорает, так на рабе Божьем (таком-то) подсыхай и подгорай». Рожденный в этот день обладает даром врачевателя. Если облака темные и плывут низко, это значит, что скоро будет похолодание и снегопад. Если галки сбились в стаи и галдят, то погода несколько дней будет ясной и теплой. Перелетающие с места на место стайки воробьев говорят о том, что скоро наступит непогода.

День аллерголога

Ежегодно 16 октября отмечается профессиональный праздник врачей аллергологов-иммунологов - День аллерголога. Аллерголог-иммунолог - это врач, основным направлением работы которого является лечение различных аллергических заболеваний и нарушений иммунной системы. Аллергия - это реакция иммунной системы на посторонние частицы извне, которые принято называть аллергенами. Аллерголог-иммунолог исследует причину, спровоцировавшую возникновение аллергии, механизм ее развития, объясняет пациенту методы профилактики. Термин "аллергия" впервые был введен в 1906 году австрийским педиатром Клеменсом Фон Пирке, тем самый, кто изобрел тест на туберкулез. Он заметил, что у некоторых его пациентов наблюдаемые симптомы могли быть вызваны определенными веществами из окружающей среды: пыль, пыльца растений или некоторые виды пищи. Такие вещества получили название - "аллергены". Последующие десятилетия исследователи направляли свои усилия на выявление первопричины гиперчувствительности к определенным веществам. Сезонные риниты, весенние катары и периодические насморки, все эти диагнозы сводятся к одной болезни, еще в древности описанной Авиценной. Его открытием стал "весенний насморк", появляющийся во время цветения трав. Лечить этот вид аллергии Авиценна предлагал с помощью мумиё: принимать внутрь и мазать нос. Первым обнаружил странную реакцию на апельсины и сыр у некоторых людей Гиппократ. Первое упоминание о летальном исходе с последующим диагнозом аллергия, которое дошло до наших дней: в Древнем Египте за 2,5 тыс. лет до н.э. умер фараон Менес от укуса осы. Известно об аллергии давно, но лечить ее начали только в ХХ веке, этим занимаются врачи - аллергологи.

Именины  16 октября  2018 года
Антон, Денис, Иван, Павел, Петр, Ян, Рустик, Феаген, Феодосия, Ядвига

воскресенье, 14 октября 2018 г.

15.10.2018 праздники в России сегодня

15.10.2018 праздники в России сегодня

День Устиньи и Куприяна
Данный народный праздник отмечается 15 октября 2018 года (дата по старому стилю – 2 октября). По церковному календарю это день памяти мученика Киприана и мученицы Иустины. Священномученик Киприан жил в Антиохии. В раннем детстве он был посвящен родителями-язычниками на служение Аполлону. С семи лет его готовили к жреческому служению языческим богам, в котором он совершенствовался в городах Аргосе, Таврополе, Лакедимоне и египетском Мемфисе. К тридцати годам Киприан закончил свое обучение у вавилонских мудрецов и вернулся в родную Антиохию. Он поражал всех знанием тайных наук и чудесами, которые совершал с помощью темных сил, управляя стихиями, посылая болезни и возбуждая в людях нравственные пороки. Также в Антиохии жила со своими родителями девица Иустина. До того времени, как услышала Иустина проповедь о Воскресшем Христе, она и ее родители были язычниками. Познав истину, святая приложила все силы к обращению в спасительную веру своих родителей. Дом их стал жилищем христианского благочестия. Необычайная красота святой Иустины привлекла к ней внимание одного богатого юноши-язычника Аглаида. Он начал добиваться согласия Иустины на супружество. Но святая Иустина решила хранить девство, посвятив себя Господу Иисусу Христу, и отказалась от брака с язычником. Аглаид продолжал настойчиво преследовать ее. Когда не оставалось других средств, он обратился за помощью к знаменитому чародею Киприану, думая, что все доступно его таинственному знанию, и надеясь, что он расположит сердце Иустины к нему. Киприан самонадеянно обещал юноше за вознаграждение возбудить в девице страсть и заставить ее стать женой Аглаида. Иустина, ограждаемая твердой верой во Христа, молитвой и крестным знамением разрушала все козни диавола и его слуги Киприана. Некогда могущественный волхв Киприан, которому не удалось победить слабой девицы, начал мстить за свою неудачу и напустил на город моровое поветрие. Перепуганные горожане, считая Иустину виновницей бедствия, убеждали ее согласиться выйти замуж за Аглаида. Иустина успокоила народ и, твердо уповая на помощь Божию, помолилась Господу своей Богоприятной молитвой, и болезнь в городе прекратилась. Победа христианки нанесла полное поражение великому чародею Киприану. Киприан был умным человеком. Начав размышлять: почему все, чем он обладал, оказалось бессильным перед слабой юной девицей, вооруженной верой во Христа, молитвой и крестным знамением, волхв понял, что вся демонская сила ничто пред Богом, в Которого верит святая Иустина. Знаменитый чародей смиренно пришел к христианскому епископу Анфиму (память 3 сентября), рассказал ему о своих заблуждениях и просил научить его истинам христианской веры. После оглашения Киприан был крещен. Через год он был рукоположен в сан священника и вскоре возведен в сан епископа. Пламенея любовью ко Христу, святые Киприан и Иустина, которую он поставил игуменией женского монастыря, много послужили к распространению и утверждению христианства. В то время христиан преследовали за их веру. Начальник области Евтолий, получив донос, обвинявший Киприана и Иустину в том, что они отвращали народ от языческих богов, повелел схватить святых и обратить к идолопоклонству через пытки. Святые мученики были непоколебимы. По приказу императора их усекли мечом (около 304 года). Устинью и Куприяна в народе считали защитниками от бесов, колдунов и ведьм. Говорили, что это время, в которое необходимо избавляться от всякой нечисти и наваждения. Поверья говорили о том, что, если человек 15 октября не будет вести себя осторожно, то, в соответствии с приметами, на него нападут злые силы. Считали, что больше всего страдают от них пьяницы или люди, пренебрегающие религиозными обязанностями – все они считались грешниками. Верили, что черты могут являться пьяным людям. Они не только пугают человека, но и истощают его тело, часто доводят до самоубийства. Именно бесов винили в возникновении такого недуга, как белая горячка. В сознании крестьян бесы выглядели по-разному: и стандартно, с рогами и копытами, как их изображают на картинах, и в человеческом облике, и в образе животных. Также говорили, что черты способны принимать облик иноземцев – поляков, эфиопов и литовцев, монахов и воинов. Они могут не просто явиться человеку, но и вселиться в него. Делают это посредством наговора, который передается с водой, поцелуем, пищей, дыханием или прикосновением. 15 октября был конец золотой осени, и начинались настоящие холода вместе с листопадом. Все полевые работы к этому времени уже были окончены. Предстояла пора свадеб и гуляний. Если человек родился 15 октября, то его талисманом является горный хрусталь. Сильный дождь и ветер 15 октября – зима обещает быть холодной. Если листопад начался 15 октября – примета, что скоро наступят холода.
День адресно-справочной службы России
В октябре 1809 года, в Российской империи, в обеих ее столицах высочайшим Указом были открыты Конторы адресов, которые в 1839 году преобразовались в Адресные экспедиции. В чем состояла их деятельность? Сотрудники данных контор должны были выяснить состав работников, состоящих на службе у частных хозяев, как по найму, так и по другим договоренностям. В штате конторы предусматривалось наличие двух правителей — одного русской национальности, другого — иностранного поданного, ну, или тоже русского, но владеющего несколькими заморскими языками. На контору возлагалось две функции — полицейская и финансовая. Ежели некий гражданин решил устроиться на работу в любой столице, он был обязан прийти в Контору адресов, где ему в обмен на денежные знаки и собственный паспорт выдавали билет на жительство. Все желающие нанять работника не имели права заключать договор с таковым, если он не имел билета. А буде такое произойдет, и в каком-либо из домов отыщется работающий «заяц», хозяину будет назначен штраф в 2 рубля за каждый пройденный день, а сам безбилетник будет выслан вон из города. Можно только представить, какими средствами пополнялась казна за счет «продажи» билетов и выставления штрафов. При преобразованных в экспедиции Конторах были открыты адресные столы, где любой мог найти интересующего его человека, если он находился в данном городе. Но существование таких адресных экспедиций скоро сошло на «нет», и возродилось только в 1923 году в образе адресных столов и бюро, которые, кроме ведения учета населения и его регистрации, выдавали желающим адресные справки. Еще недавно подобные службы являлись подразделениями ГУВД, УВД и МВД. В настоящее время они относятся к Федеральной миграционной службе РФ, и празднуют День создания адресно-справочной службы Российского государства каждый год 15 октября.
Именины  15 октября  2018 года
Александры, Андрея, Анны, Бориса, Василия, Георгия, Давида, Ивана, Константина, Михаила, Петра, Степана, Федора

суббота, 13 октября 2018 г.

14.10.2018 праздники в России сегодня

14.10.2018 праздники в России сегодня

Покров

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. У праздника нет аналогов в других ветвях христианства. Согласно преданию, Константинополь осаждали полчища врагов, которые в любой момент могли ворваться в город, разрушить и сжечь его. Храм стал единственным прибежищем жителей осажденного города, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. Чудо произошло во время всенощного бдения — все находившиеся в храме, в том числе император и императрица, а также множество придворных и простой люд, горячо молились об избавлении от врага. В храме среди молящихся были Святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. Вдруг они увидели, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и, еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял "паче лучей солнечных", а рядом стояли Святой Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Исчезла Божья Матерь так же незаметно, как и появилась. На следующее утро стало известно о том, что враги отступили от города. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей. Это явление Божией Матери народу стало знаковым для всех, рассказы о нем передавались из уст в уста. Люди стали обращаться к Богоматери в своих молитвах, прося о защите и "покрове". День Покрова, несмотря на заступничество Божьей Матери, не был внесен в число праздничных греками — праздник был установлен в XII веке Русской церковью. В честь Покрова Богородицы в 1165 году князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен один из самых красивых и неповторимых православных храмов — Покрова на Нерли. Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства. По сей день Ей молятся как главной заступнице во всех бедах — икону "Покров Пресвятой Богородицы" можно увидеть во многих православных жилищах. Она охраняет дом от непрошеных гостей, даруя ему мир, тепло и уют. Уютом веет и от самого лика Богоматери на этой иконе — она держит в руках белый покров и заботливо как бы накрывает им всех нас, просящих и молящих. На Покров православным предписывается посещать храмы и возносить молитвы нашей небесной покровительнице. Например, существует специальный обряд на праздник Покрова для тех, кто ищет свою вторую половинку. Он включает трехдневный бескровный пост накануне праздника, а также посещение церкви. Ко всем иконам Пресвятой Богородицы ставится свеча — затем поясной поклон и молитва — желательно — «Богородица». Также непременно жертвуется свеча в алтарь, а после выхода их церкви подается мелочь обездоленным. Но если не удалось посетить церковь, можно помолиться и дома. Пресвятая Дева Мария прежде всего считается помощницей во всем, что связано с замужеством, деторождением, обустройством дома. Поэтому к Богородице обращают молитвы о здоровье близких, о счастье, о любви. Если вы не знаете текстов молитв, это не препятствует обращению к Богоматери. Говорите с ней, как умеете. Главное – обращаться к Богородице со светлой душой и чистыми помыслами. Как во всякий крупный религиозный праздник, в день Покрова рекомендуется забыть о домашней работе и бытовой суете, посвятить себя благочестивым размышлениям и чтению Священного Писания.
В народе Покров день знаменуется завершением полевых работ, выпасом скота. Жители деревень готовятся к холодам. В это время начинался сезон свадеб, прекращали водить хороводы. На их смену приходили посиделки. На Покров девушки, мечтающие о замужестве, вставали рано и торопились в церковь. Каждой хотелось первой поставить свечку перед иконой Пресвятой Богородицы, так как это обещало скорую свадьбу. По традиции, если в этот день парень набросит девушке на голову покрывало, она обязательно станет его женой. В народном быту Покров – это праздник, который знаменует встречу осени с зимой. Само слово «покров» в крестьянском воображении было связано не только с покрывалом Богородицы, но и с первым снегом, покрывающим землю. Этот день означал для крестьян окончание сельскохозяйственных работ. Скотину загоняли в хлев до весны, убирали ульи с пчелами. Начинался сезон посиделок и свадеб. К Покрову заканчивали утеплять избы – конопатили стены, забивали мхом щели. Если не приведешь избу в порядок до Покрова – будешь мерзнуть всю зиму. На Покров сжигали сухие яблоневые ветки. Считалось, что это поможет всю зиму сохранять тепло в доме. Вечером на Покров устраивались шумные застолья. При этом не забывали о сиротах и бедных, им подносили угощение, делали подарки. Обычно на Покров пекли блины. При этом хозяева не забывали угостить домового. Для этого блин разрезали на четыре части и кусочки размещали по углам жилища. Домового следовало хорошенько задобрить, ведь зима предстояла длинная. Пожилые люди жгли в этот день свою старую обувь – считалось, что это поможет избавиться от болезней ног. Чтобы обеспечить крепкое здоровье детишкам, их накануне Покрова обливали водой через сито. На Покров запрещалось брать в долг деньги. Выпадающий на Покров белый снег неразрывно связан в народных понятиях с девичьей чистотой, целомудрием, ассоциируется со свадебной фате невесты. В народе надеялись, что обильный снег предвещает замужество девицам на выданье. Молодожены особенно радовались снегу, выпавшему на Покров. Снежок выпал — достатку и благополучию в доме быть непременно. По погоде в этот день определяли, какой будет зима. Если ветер с севера — ожидали зиму холодную и суровую, если дул с юга, то можно надеяться на мягкую, западный ветер — обещание снега. Если на Покров наблюдался отлет журавлей, это тоже предвещало холодную зиму. Перед праздником в доме следует сделать генеральную уборку. Вычистить, вымести все углы, чтобы жилище сияло чистотой и было уютным. Рекомендуется приготовить обильный стол, так как этот праздник подводит итог лету и связан с хорошим урожаем. Не забудьте о пирогах и блинах. Согласно примете, если на Покров дом богатый на блины, то зимой в нем будет тепло и уютно. Но если 14 октября приходится на среду или пятницу, на столе уместны постные блюда: салаты, пудинги из круп, грибы, орехи, фрукты, мед. Спиртные напитки разрешаются, но в умеренном количестве. Покров – праздник женский, поэтому в преддверии его нужно сохранять добрые отношения со всеми родственницами и знакомыми женщинами. Конечно, это пожелание актуально в любой день, но особенно — в праздник Покрова. Девушкам, которые хотят избавиться от статуса незамужних, не возбраняется поворожить. Церковь не одобряет ворожбы, считает ее язычеством, но Богородица снисходительна к женским слабостям. Вечером накануне праздника нужно произнести: «Покров, Покров, покрой землю снежком, а меня женишком» и лечь спать, больше ни с кем не разговаривая. Сон под Покров считается вещим.
День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Полное название праздника, который был установлен в мае 1999 года – День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Согласно указу тогдашнего президента Бориса Ельцина, праздник этот датируется вторым воскресеньем октября – выходным днём, который приходится на то время, когда только-только закончилась страда и уборка урожая на полях. В 2018 году этот праздник – 14 октября. Как понятно из названия, к празднику имеют отношение не только работники, занятые в сельском хозяйстве, будь то растениеводство или животноводство. Это также праздник и работников предприятий, которые объединяются перерабатывающей промышленностью, в первую очередь пищевой, а также лёгкой.


Россия всегда была аграрной страной. Огромные территории и подходящий климат позволяют растениеводству и животноводству в стране развиваться почти во всех климатических зонах, а работники сельского хозяйства производят огромный перечень самых разных продуктов, что позволяет полностью обеспечивать государство всем необходимым. Крестьянская работа всегда считалась самой трудной, а жители русских деревень и сел – самыми трудолюбивыми, самыми мудрыми и целеустремленными. Именно в деревне родились почти все великие ученые разных областей науки и искусства. Крестьянская закалка, огромный жизненный потенциал, народная культура входила в души и сердца этих людей с малолетства. Сельский житель в свой праздник более чем кто-либо достоин внимания государства, его высокой оценки и награды.
У фермеров, работников сельскохозяйственных объединений разного уровня не бывает выходных и праздников, отпусков и отгулов с ранней весны и до поздней осени. Даже профессиональный праздник они отмечают во второе воскресенье октября, когда все необходимые работы на селе уже выполнены. Да, первые лица государства периодически заявляют, что сельское хозяйство должно финансироваться и развиваться в первую очередь, необходимо создавать условия жизни, приближенные к городским, обеспечивать сельские школы и больницы современным оборудованием, профессиональными кадрами. Многое и делается для этого: есть сельские льготы, предусмотрены государственные программы, однако многое еще предстоит сделать в этом направлении. Праздник работников сельского хозяйства начинается с будних обязанностей, которые невозможно отменить: уход за животными, производство продуктов питания и сырья для огромного количества предприятий перерабатывающей промышленности – все лежит на плечах сельского жителя. И конечно, ему приятно, включив телевизор в свой праздник, увидеть на экране Президента страны с поздравлениями; своих коллег, награжденных в Кремле за добросовестный, самоотверженный труд. Приятно послушать концерт, посвященный дате, посмотреть любимые фильмы.


День работников заповедного дела

В октябре 1999 года в России появился новый профессиональный праздник – День работников заповедного дела. Решение об его учреждении приняли директора государственных природных заповедников во время всероссийского семинара-совещания «Роль и место государственных природных заповедников в регионах России», проходившего во Владивостоке.  В ходе семинара у участников возник логичный вопрос о том, почему у них до сих пор нет своего праздника, хотя история заповедного дела началась в России в 1917 году. Тогда был создан Баргузинский государственный заповедник. Несправедливость устранили в последний день семинара, 14 октября, когда принималась резолюция. Именно этот день все собравшиеся решили считать своим профессиональным праздником. К сожалению, День работников заповедного дела не успел получить статус официального праздника. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, в ведении которого находились все российские заповедники и который мог утвердить эту инициативу, был упразднен указом Президента РФ от 17 мая 2000 года, а его функции перешли Министерству природных ресурсов.
Тем не менее, хорошая традиция поздравлять в этот день всех, чья деятельность связана с заповедным делом, прижилась. Работники заповедников – настоящие энтузиасты и неравнодушные люди. Благодаря их усилиям удается сохранить в первозданном виде уникальные ландшафты и многообразие животного и растительного мира на территории Российской Федерации. Именно они помогли спасти от истребления соболя, европейского бобра, амурского тигра, зубра, дикого пятнистого оленя и множество других редких видов животных, часть из которых существует сегодня только в заповедниках. Об энтузиазме этих людей стоит говорить еще и потому, что, несмотря на трудности такой работы, она в нашей стране является низкооплачиваемой. А сами сотрудники заповедников, хотя и выполняют необходимый для государства труд (в том числе действуют в качестве государственных инспекторов), не являются госслужащими, то есть не имеют соответствующих этому статусу социальных гарантий. Впрочем, основная цель Дня работников заповедного дела – не только чествование тех, кто связал свою жизнь с этой профессией, но и привлечение внимания граждан России к заповедному делу. Ведь заповедная система нашей страны – это настоящее национальное достояние, которой можно только гордиться.

Именины  14 октября  2018 года

Алексея, Веры, Георгия, Ивана, Михаила, Николая, Петра, Романа, Саввы

пятница, 12 октября 2018 г.

13.10.2018 праздники в России сегодня

13.10.2018 праздники в России сегодня
Михаил и Григорий Соломенные
Не сохранилось известий об обстоятельствах жизни святого Михаила до поставления его митрополитом; даже о происхождении святителя летописи повествуют разное: одни называют его сирийцем, другие болгарином.  Князь Владимир принял в завоеванном Корсуне святое крещение и вступил в брак с царевной Анной, родной сестрой византийских императоров. Но имея твердое решение просветить светом Христовой веры всю великую державу свою, равноапостольный князь вслед затем из Корсуни же послал в Царьград посольство к императорам и патриарху с просьбой прислать пастырей церкви для крещения русской земли, омраченной тьмой идолослужения, и для управления Русской Церковью. Патриарх Константинопольский святой Николай Хрисоверг вместе с собором епископов избрал и поставил митрополитом на Русь Михаила, премудрого разумом, учительного и святого житием. Получив от патриарха напутственное наставление, святой Михаил отправился к князю Владимиру в сопровождении духовенства, предназначенного помогать ему в управлении, - шести епископов и многочисленных пресвитеров и клириков. С великою радостью и торжеством князь встретил святителя, и вскоре после того вместе с ним и с супругой, царевной, поспешил к стольному Киеву. Шествие заново крещенного князя и новопоставленного митрополита к матери градов русских было как бы священным походом для искоренения языческого многобожия и идолослужения в отчине Владимира. Они везли с собой святые мощи, кресты, иконы и священные церковные сосуды. Их сопровождало крестоносное воинство - пастыри церкви, пришедшие из Греции и взятые из завоеванной Корсуни. Крещением Киева положено было прочное начало к просвещению Руси светом евангельской истины: вера Христова, которую исповедывали князь и бояре, стала верою и русской столицы. Но теперь надлежало сделать ее верою всей земли русской от конца до конца, всей земли, которую обнимала власть Владимира и для церковного управления которой поставлен был святой Михаил. Самому святителю надлежало собрать стадо словесных овец, чтобы быть их пастырем и учителем. И потому ревностный архипастырь, при содействии равноапостольного князя, стремится насаждать по градам русской земли веру Христову. Церковь чтит святого Михаила, как свидетеля истины и проповедника Евангелия Христова, истребившего "терние многобожия и всеявшего семя добро плодовитое в земле Российской". Главнейшими городами Руси после Киева в то время были: Новгород Великий, столица северных владений князя Владимира, и Ростов Великий, главный город Залесской земли. В эти два города святой Михаил совершил путешествия для обращения язычников в Христову веру. В 990 году, в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина, святитель посетил Новгород; здесь сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров. На следующий год такое же путешествие с проповедью Евангелия святой Михаил предпринял в Ростов. Успех е го проповеди на этот раз был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления. В 992 году святой митрополит Михаил скончался. Святой Владимир неутешно скорбел и плакал, так как в почившем святителе лишился не только доброго и ревностного пастыря, но и мудрого советника своего в делах государственного управления. Еще вслед за крещением Киева святой Михаил благословил князя Владимира создать Десятинный храм в честь Пресвятой Богородицы. Святитель не дожил до окончания его постройки, но этот храм принял его останки, послужив местом его погребения. Обретенные нетленными в XII веке, мощи святого Михаила тогда же перенесены были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а отсюда в 1730 году перенесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают и до сих пор.
Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном. Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239 — 325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви — 4 раза в год) — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.). Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287 — 330) Агафангел. Повзрослев Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»). Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу. Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки св. Григория). В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления. В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии. Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория. Часть мощей св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана Католикосу Гарегину II в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день.
Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский, родился в городе Галиче, Костромской губернии. Он происходил из рода дворян Лопотовых. Когда юноше исполнилось 15 лет, родители хотели его женить, но скончались, не успев исполнить свое желание. Юный Григорий раздал бедным доставшееся ему наследство и поступил в монастырь Пресвятой Богородицы, находившийся на берегу Галичского озера. Игумен обители недоверчиво отнесся к новому иноку из-за его юности и знатности происхождения. Поэтому он отдал Григория в послушание опытному старцу. С великим смирением служил инок Григорий всей братии. Через некоторое время он был удостоен сана священника. Вскоре за преподобным Григорием утвердилась слава пастыря, многие стали приходить за духовными советами и наставлениями. Когда Господь внушил святому подвижнику основать свой монастырь, преподобный Дионисий одобрил намерение своего друга. С крестом на плечах преподобный Григорий перешел на реку Пельшему и водрузил крест в лесной чаще на берегу реки. Первым иноком в новой обители стал священник Алексий, в монашестве Александр. В 1426 году в обители был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Иконы для него писал преподобный Дионисий Глушицкий, а сам преподобный Григорий переписывал для обители священные книги. Постепенно число братии возрастало, монастырь расширялся и становился все более известен. Преподобный Григорий заботился о насаждении благочестия в обители, одновременно принимал он участие и в судьбах своего Отечества. Преподобный Григорий, не терпевший раздоров и насилия, отправился к Димитрию Шемяке и обратился к нему со смелой речью. «Князь Димитрий, – сказал преподобный, – ты творишь дела не христианские. Ступай лучше в страну языческую к людям поганым и не знающим Бога. Вдовы и сироты христианские вопиют против тебя пред Богом. Сколько гибнет от тебя людей голодом и стужей, и если вскоре не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то сам скоро лишишься славы и княжества». За смелое обличение Шемяка приказал сбросить святого старца с моста. Преподобный несколько часов лежал недвижимый. Но обличения его подействовали, и Шемяка вскоре оставил Вологду. Мужество преподобного Григория еще более усилило его почитание. Перед кончиной, приобщившись Святых Таин, он преподал наставления братии и назначил игуменом обители своего сподвижника Александра. Преставился преподобный Григорий 30 сентября 1442 года и был погребен в основанном им монастыре.
По старинной традиции в народе праздник посвящен смене старой соломы в доме на свежую. Молодые хозяйки заменяют соломенную набивку в подушках и матрасах. Старая набивка обязательно сжигается. Считается, что это помогает оградить хозяев от порчи и сглаза. Мужчины меняют соломенные подстилы в доме и на крыльце. Помимо гигиены, этому есть и народное объяснение. По поверью, счастье покинет тот дом, в котором на Михаила останется старая солома. Знающие люди умеют определить состояние здоровья человека по старой постельной соломе. Наши предки очень уважительно относились к соломе, справедливо считая, что она вбирает в себя силу солнца и земли. Существует также специальный обряд купания малых детей на пороге дома на Михаила Соломенного. Это помогает уберечь их от болезней зимой. Если снег впервые выпал в этот день, то зима будет поздней. Если береза и липа скинули почти все листья, то следующий год будет урожайным. Белки сменили шубку на зимнюю, значит, зима будет теплой. Если месяц на небе в туманной дымке, то скоро начнется ненастье.

Именины  13 октября  2018 года
Александра, Александры, Алексея, Аполлинарии, Василия, Вячеслава, Григория, Леонида, Матвея, Михаила, Петра, Семена